Агрессивное поведение ребенка, помогите ему

Агрессивное поведение ребенкаИнстинктивно проявляемая агрессивная форма защиты своих интересов в той или иной форме присуща каждому ребенку.

На фоне гиперэнергичности агрессивное поведение очень естественно. Для активного выражения своего недовольства нам необходима энергия. У гиперактивного ребенка ее хоть отбавляй.

В этом случае открытая конфронтация дает возможность «сбросить» сразу массу накопившихся эмоций. Поэтому некоторые дети, дабы избавиться от излишка энергии, часто провоцируют конфликты со сверстниками. Про таких говорят: «Его только тронь».

Войдя в привычку, такой способ разрядки может сыграть с ребенком злую шутку. Поэтому родителям нужно как можно раньше приучать ребенка трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в приемлемые способы реагирования.

Обучение социализации агрессии должно идти параллельно со знакомством ребенка с мирными способами сублимации и перераспределения энергии.

Агрессия — это естественная реакция. И в случае предрасположенности ребенка к агрессивному поведению важно не зажимать ее проявление в ребенке, а дать ей правильный выход.

Для начала процесса обучения ребенка перераспределению энергии необходимо выстроить с ним партнерские отношения, поскольку агрессивное поведение у ребенка часто выступает как способ самоутвердиться. Существует несколько причин развития деструктивного поведения у детей:

  1. чувство недоверия, ощущение небезопасности окружающего мира, появившиеся в ответ на нестабильные условия жизни ребенка (постоянные скитания и переезды, развод родителей);
  2. игнорирование интересов ребенка родителями, недостаток родительской ласки, грубое обращение с ребенком, слишком строгое воспитание (подавление личности ребенка властным родителем);
  3. копирование поведения взрослых (например, в результате просмотра определенных фильмов, компьютерных игр, или наблюдение за поведением собственных родителей, других родственников, ведущих, как правило, асоциальный образ жизни).

К первому году жизни у ребенка формируется либо чувство доверия к окружающему миру, то есть ощущение безопасности, либо недоверия и даже страха перед ним.

Первые месяцы после рождения ребенок полностью отождествляет себя с мамой. Очень важно, чтобы этот период для женщины был светлым и спокойным, поскольку любая личная трагедия женщины, ощущение тревоги и беспокойства передается малышу. Ребенок не будет знать причины ваших волнений, он просто начнет жизнь с ощущения нестабильности своего существования, ожидая опасности в любой момент. В конце концов, в зависимости от врожденных склонностей ребенка, это чувство страха может перерасти в хроническую тревожность или агрессию по отношению ко всему, приходящему извне.

Ближе к трем годам родители наблюдают процесс отстаивания своей личности, территории, обретение независимости ребенком. У малыша появляется стремление к самостоятельности. Все, что может показаться вам банальным капризом, становится очень важным для крохи. Например, важно отстоять собственное мнение, научиться делать определенные вещи самостоятельно. Ребенок хочет выбирать, принимать решения, чувствовать собственную значимость в глазах взрослых.

В это трудное для ребенка время родителям необходимо не сломать личностный рост ребенка, а наоборот, поддержать стремление малыша к обретению независимости, проявив терпение и сдержанность. Ведь именно в эти критические периоды (год, три, начало и окончание школьной жизни) поведение гиперактивного ребенка может приобретать агрессивные черты.

В любом возрасте для ребенка крайне важно ощущение приятия его индивидуальности родителями. Поймите, что ваш малыш вовсе не виноват, что он излишне подвижен, все время путает ваши планы своими капризами или разбил любимую чашку: просто он многого еще не понимает, у него есть свои эмоции, и он еще только учится с ними справляться. Помогите ему!