Делать ли уроки с первоклассником?

Делать ли уроки родителям вместе с первоклассником?

Делать ли уроки родителям вместе с первоклассником? 

Поступление ребёнка в школу – волнующий момент для любого родителя. Поводов для беспокойства достаточно: как адаптируется ребенок в новом коллективе, найдет ли общий язык с учителем, сможет ли ребенок справляться с домашними заданиями.

Делая шаг из дошкольного детства в школьный возраст, дети попадают в новую социальную среду, меняется режим дня, увеличивается объем получаемой информации, повышаются требования со стороны взрослых, появляется необходимость выполнять домашние задания. Хотя, согласно образовательным стандартам, домашнее задание в первом классе не задаётся – в реальности, программы настолько насыщенны, что изучить весь материал в классе попросту невозможно, и дети получают задания на дом.

Делать ли уроки родителям вместе с первоклассником? Отсюда вытекает вопрос, волнующий родителей: когда и как делать уроки?

Наиболее распространены две противоположные между собой точки зрения на этот процесс. Одни родители считают, что, поступив в школу, ребенок должен сам справляться с заданными на дом занятиями, дабы привыкать к самостоятельности. Другие придерживаются той точки зрения, что весь процесс обучения должен проходить под жёстким контролем со стороны взрослого. Определить правого в этом споре достаточно сложно, так как обе позиции имеют как положительные, так и отрицательные моменты.

К достоинствам самостоятельной работы можно отнести следующее:

• ребенок учится планировать свое время;

• возрастает ответственность за результаты своего труда;

• приобретаются навыки самоконтроля и самопроверки.

Однако есть и недостатки:

• некоторые учебные материалы и задания написаны достаточно сложным языком, и первоклассник может просто не понять задание;

• сделав задание неправильно и не получив одобрения за свой труд, ребенок может почувствовать себя неуспешным, потерять интерес к учебе, что в дальнейшем ведет к неуспеваемости, нежеланию учиться, лени.

В то же время, контроль за выполнением домашней работы со стороны родителей, проверка, исправление ошибок, совместное решение задач и упражнений, с одной стороны, положительно влияет на успеваемость ребенка, но с другой – никакой самостоятельности и ответственности от школьника ждать не приходится.

Так как же быть?

Как и в любом деле – не стоит впадать в крайности. Решая этот вопрос, необходимо учитывать множество факторов: младшие школьники, в силу возраста, не могут долго концентрировать внимание на скучной или трудной деятельности. Внутреннее планирование и критичность оценки своих действий находится на стадии становления, также, как и произвольность психических процессов. Самооценка только формируется, причем на основе мнения учителя и родителей.

Каждый ребенок индивидуален, и задача родителя – решить, какой способ выполнения домашней работы подходит именно для его малыша, вовремя помочь ему, поддержать интерес к учебе и веру в свои силы.

В этом могут помочь некоторые общие правила, следуя которым, выполнение домашних заданий из нудного и каторжного процесса превратится в увлекательное занятие, помогающее детям и родителям найти общие интересы, начать общаться с позиции равноправных партнеров и друзей.

Делать ли уроки родителям вместе с первоклассником? Правила выполнения домашних заданий с первоклассником:

1. Организация рабочего пространства.

У школьника обязательно должен быть письменный стол и стул, соответствующие его росту. Не стоит усаживать ребенка в компьютерное кресло, стул должен быть устойчивым и подходить по высоте к столу. Компьютерный столик не подходит для младших школьников по той причине, что рабочее пространство у него небольшое, вместить все тетради и учебники будет проблематично. Выбирая местоположение стола, нужно предусмотреть место для стула родителя, чтобы тот мог присесть рядом с учеником при проверке заданий, или помощи во время их выполнения (стоять «над душой» ребенка сзади, нависая как дамоклов меч, неприемлемо). Необходимо установить правильное освещение: для праворуких детей свет должен падать слева, для леворуких – справа. Рабочее место – зона ответственности ребенка, поэтому, за чистотой и порядком на нем первоклассник следит самостоятельно.

2. Длительность и время выполнения домашних заданий.

Желательно, чтобы оно было четко регламентированным, то есть, выполняться в одно и то же, заранее установленное, время. Подобный подход научит ребенка планировать свои дела, учитывая те обязанности, которые у него есть.

При выборе времени приготовления уроков, необходимо учитывать, что перерыв между школой и выполнением домашних заданий должен быть не менее полутора часов.

3. Очередность выполнения заданий.

В первую очередь делают письменные предметы, затем приступают к устным. Во время работы необходимо делать пятиминутные перерывы через каждые 20-25 минут. Это необходимо, чтобы первоклассник отдохнул. Концентрация внимания у детей 7 лет – не более 15-20 минут. Во время перерыва можно пройтись, попить, перекусить что-нибудь, но, ни в коем случае, не включать телевизор, компьютер и другие электронные гаджеты.

4. Переписывание и использование черновика.

Не стоит добиваться от ребенка идеального исполнения сразу на чистовике, либо бессчетное количество раз тренироваться в черновике, а затем переписывать. Черновик может использоваться как начальный этап – как только результат устраивает и родителя и ученика, можно приступать к письму в чистовике.

5. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Ничто так не ранит маленького человека, как слова родных о том, что кто-то пишет (читает, считает) лучше, чем он. Результат деятельности ребенка должен сравниваться только с его же собственным результатом! Например, сегодня ты написал лучше, чем вчера.

6. Пошаговое приучение к самостоятельности.

На начальных этапах обучения, все-таки, разумнее, участвовать в приготовлении уроков вместе с ребенком. Сначала, зачитывая задания вместо него и прося пояснить, что он будет делать. Поскольку первоклассники, даже хорошо читающие, не всегда могут понять, что именно требуется сделать. Затем, постепенно перекладывая на него большую часть работы, можно предложить ребенку обращаться за помощью в случаях возникновения трудностей — и оставить за собой только функцию проверки правильности выполнения.

Вместо заключения

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что вопрос о том, делать ли уроки совместно с первоклассником – не имеет однозначного ответа. Каждый родитель будет принимать решение исходя из своего опыта и опираясь на знания о собственном ребенке. Однако следует признать, что для успешного обучения, развития личности и адекватной самооценки маленького человека необходимо, чтобы он всегда чувствовал поддержку своих родителей и знал, что в любых ситуациях может обратиться за помощью и получить ее.