Капкан родительских наказаний

Непослушание редко бывает тихим и незаметным, особенно если это непослушание ребенкаНепослушание редко бывает тихим и незаметным, особенно если это непослушание ребенка. Даже самый стойкий и выдержанный родитель может прийти в замешательство, если его чадо кричит, топает ногами и катается в истерике по полу. Казалось бы простые просьбы родителя убрать за собой игрушки, сесть за уроки или прибраться в своей комнате, нередко перерастают в военное противостояние двух поколений, и в этой битве подчас проигрывают обе стороны, поскольку любая психологическая или физическая агрессия является разрушительной.

По мнению детского психотерапевта Елисея Осина, в практике которого немало подобных случаев противоборства детей и родителей, в данном сражении не выигрывает никто, а проигрывают все: ребенок — потому что не сумел научиться быть аккуратным и ответственным, не получил соответствующие знания по тому или иному предмету, родитель — так как не справился с воспитательной задачей, вымотав себе нервы и потратив драгоценное время на крики и угрозы. Кроме того, обоюдные упреки и обиды привели к общему поражению: под воздействием агрессивных факторов значительно пошатнулись взаимные привязанности, серьезный удар нанесен по таким важным составляющим взаимоотношений, как доверие, любовь, уважение.

Медицинская точка зрения на проблему

Непослушание ребенка не выходит за рамки нормальности, если не перерастает со временем в патологическое. Все дети непослушны, поскольку постигают мир, степень дозволенного или недозволенного, ищут свое место и роль в окружающей среде, а также степень личного воздействия на те или иные предметы и ситуации. Гораздо более странным выглядит ребенок, не пытающийся протестовать, делать по-своему или высказывать свою точку зрения, отличную, а то и полярную мнению родителя.

Другое дело, если уровень непослушания переходит границы разумного и дозволенного.

С какого же момента родителю стоит задуматься о том, что поведение ребенка приобрело патологические черты?

Первый звоночек: поведение ребенка не характерно для общепринятого поведения в его возрасте. Существуют, конечно, так называемые кризисные периоды — 3 года, подростковый возраст. Однако, в целом, даже в эти периоды дети должны поддаваться родительскому влиянию и воздействию. Понятно, что ряд поведенческих аспектов чада родители пытаются изменить в силу своих индивидуальных взглядов на жизнь: носить предлагаемую взрослыми одежду, выбирать достойных, по их мнению, друзей, быть предельно собранными и аккуратными и т. д., но нельзя забывать и о том, что ребенок — физиологически и духовно отдельная личность, пусть даже пока и не самостоятельная. Поэтому детские протесты, если они поддаются контролю, вполне нормальное явление. Если же противостояние перерастает в неуправляемый бунт, стоит задуматься.

Второй звонок: поведенческая анархия ребенка становится непреодолимым препятствием на пути достижения им важнейших возрастных задач и целей. Сюда можно отнести и непрекращающиеся конфликты с родными, сверстниками, учителями, и неуспеваемость в школе, и асоциальные увлечения, грозящие как физическому, так и психическому здоровью.

Третий сигнал: сам ребенок и его близкие оказываются заложниками поведенческих привычек, в результате чего страдают все: у ребенка заниженная самооценка и затаенные обиды на взрослых, у родителей — постоянный стресс и чувство вины за неспособность контролировать ситуацию.

Здравомыслящих родителей всегда беспокоят вопросы: где корни такого поведения ребенка, кто виноват, чье пагубное воздействие так негативно отразилось на их чаде, или все же неблагоприятная в давнем прошлом генетика нашла свое отражение?

Как считает психотерапевт Елисей Осин, искать виноватых в данной ситуации бессмысленно, а главное, непродуктивно.

Первое, на что, по его мнению, стоит обратить внимание в случае оппозиционно-вызывающего расстройства поведения ребенка, — это темперамент. Не секрет, что даже в одной семье у одних и тех же родителей при одинаковом воспитании могут расти и развиваться абсолютно разные по темпераменту дети, из которых первый может быть воплощением кротости и спокойствия, второй — настоящая буря в стакане воды. Такие качества принято считать врожденными и трудно поддающимися изменениям извне. Естественно, что наиболее активный ребенок больше склонен в дальнейшем к непослушанию.

Второй, не менее важный фактор — характер и темперамент взрослого, непосредственно взаимодействующего с ребенком. Очевидно, что если взрослый импульсивен и невыдержан, в самом скором времени ребенок скопирует его поведение, а это неизбежно повлечет за собой конфликтные ситуации. Не менее пагубно для воспитания и развития ребенка депрессивное состояние родителей, которое угнетает детскую психику.

Третью роль в патологическом непослушании детей играют сложившиеся негативные взаимоотношения между родителем и ребенком. В частности, методы воздействия и контроля, используемые родителями, а также реакция ребенка на них. На данном этапе изменить ситуацию в лучшую сторону возможно. И здесь бразды правления полностью в руках родителя. На практике взрослому человеку бывает довольно сложно отступить от своих привычных проявлений в случае явного непослушания — криков и бездумного наказания, однако делать это можно и нужно.

И, в-четвертых, на поведении ребенка может неблагоприятно сказываться та сложившаяся семейная и социальная ситуация, в которой он находится. Родитель, старающийся в одиночку растить любимое чадо, финансовое неблагополучие, постоянная трудовая занятость, регулярные скандалы в семье с выяснением отношений — все это лишает ребенка главного — внимания и постоянного контроля за его поведением.

Так ли важна строгость?

Чрезмерная строгость родителей воспринимается ребенком в качестве реальной угрозы, и ему есть чего бояться, потому что нередко строгость перерастает в психологическую и физическую расправу. Что же рождает в душе ребенка несправедливое наказание? Ответную злость, обиду и даже желание отомстить, когда вырастет.

А так ли уверен в своей правоте любящий родитель, практикующий наказание за малейшие промашки и ошибки ребенка? Вряд ли. Однако выбрав в качестве метода воздействия на ребенка именно строгость и физическое воздействие, родители попадают в так называемый «капкан наказаний». В чем его суть?

Как правило, пытаясь прекратить неправильное раздражающее поведение ребенка, родитель бездумно и опрометчиво применяет наказание: запрещает шумную игру, разводит дерущихся детей по разным комнатам, отбирает несобранные игрушки, и, наконец, шлепает по рукам, попе или отвешивает увесистый подзатыльник. На данном этапе отношений сила взрослого неоспорима, поэтому трения прекращены, виновник покаран, воцаряется видимый мир. Однако отчего-то аналогичная проблема возникает вновь и вновь, и родитель применяет испытанный способ прекращения конфликта, не задумываясь о причинах ее возникновения.

Главный минус такой практики прост: наказание способно прекратить или предотвратить антиповедение ребенка, но не дает основного ответа, как поступить правильно в сложившейся ситуации. Ни одна из сторон не приобретает должного опыта: ребенок кричит, грубит, плачет, не слушается, родитель — тоже кричит и наказывает, положение вещей остается прежним, а стороны вновь оказываются в противоборствующей позиции. В итоге, добровольно попадая в «капкан наказаний», родители не понимают, отчего конфликты становятся затяжными, обиды перерастают в хронические, непослушание выходит за приемлемые рамки.

Если проблемы в семье имеют единственный путь решения через насилие и скандал, если действия родителей не учат ребенка правильному поведению и поиску компромиссов, пора сказать себе: стоп!

Минусы в плюсы!

Часто ли родители поощряют своих детей? Часто ли хвалят за хорошее поведение? Как правило, уставшие, раздраженные, измотанные рабочими и бытовыми проблемами взрослые обращают внимание лишь на раздражающее поведение детей, на их непослушание. Требуя тишины и покоя хоть на час во время шумных детских игр, родитель даже не задумывается, что ребенок попросту привлекает его внимание, которого ему не хватало в течение дня. Раздраженно реагируя на поведение ребенка, он демонстрирует ему это внимание, хотя и не самым лучшим образом. В сознании ребенка закрепляется взаимосвязь: шум — внимание. Неудивительно, что в следующий раз малыш уже осознанно будет провоцировать данную ситуацию.

А что если предупредить возможное негативное поведение ребенка, используя для этого все то же родительское внимание, но уделенное ребенку в нужный момент? Тихо рисующий в своей комнате малыш достоин поощрения и похвалы, мирная игра с соседским мальчишкой обязательно должна привлечь родительское внимание. Заботливый родитель не упустит возможности сказать своему ребенку, как он рад его успехам и гордится приобретенными умениями.

Обращайте минусы в плюсы, учите детей, какими им нужно быть, а не окружайте их стеной запретов и наказаний.