Мы и наши дети

 сколько времени мы сможем уделить детямМы живем, часто жалуясь на нехватку времени. Рядом с нами наши дети. Часто ли мы задумываемся, сколько внимания мы им уделяем, сколько времени мы с ними проводим. И насколько качественно мы проводим это время. Можно час-два устраивать перебранки, читать нотации или просто быть в одной комнате, не зная, о чем говорить. А можно уделить ребенку полчаса, но эти полчаса могут стать прекрасным временем для него.

Приходя с работы домой, мы думаем, что надо доделать какую-то работу, помыть окна, пообщаться с кем-либо в интернете, навести порядок в доме… И не задумываемся о том, что в квартире снова появится беспорядок, что в интернете можно общаться бесконечно, что окна снова запачкаются. И как-то совершенно не думается о том, что детки наши вырастут и уже никогда не станут маленькими, им не будет хватать времени на нас или они будут скучать с нами. Давайте остановимся в своем бесконечном беге, присядем и представим, что детки выросли, не живут с нами, а дома чистота и пустота. А потом вернемся в настоящее и будем всегда помнить, что эта житейская суета скоротечна.

А еще подумаем, сколько времени мы сможем уделить детям

И чтобы это время посвящалось только им, а не параллельно на разговоры с окружающими, на телевизор, на телефон. Данное время принадлежит только вашим детям. Не считайте, что вы можете заниматься делами и разговаривать, стоя спиной к ребенку. Во время разговора смотрите на ребенка. Если вы не располагаете временем, отложите серьезные разговоры на потом. Не устраивайте скандалов ребенку перед сном. Можно почитать, обсудить что-либо, поиграть, но не ругаться. Не впадайте в другую крайность, не стремитесь заполнять совместное с ребенком время только развивающими и информативными занятиями в стремлении развивать его. Если вы в зоопарке, не натаскивайте ребенка в знании языков; совместно отдыхая, не устраивайте ему экзаменов. Лучше расскажите о своей работе, если любите ее, или постарайтесь увлечь тем же, чем увлекаетесь сами: рыбалкой, рукоделием, выращиванием цветов. В таком случае вам всегда будет о чем поговорить.

Помните о том, что у детей есть своя жизнь. По окончании начальных классов школы дети обычно поворачиваются к сверстникам, с нами им скучно. Ребенок ваш вырос. Надо отпустить его и заняться своими делами. Теперь вы реже будете вместе ходить в кино, кататься на коньках, но оттого это будет празднично. Если вы хотите передать детям какой-либо свой опыт из детства, например, пускание корабликов, делайте это ненавязчиво. Пригласите погулять в парке ребенка с друзьями, покажите всем, как это делается и отойдите в сторону. Хорошо, если общение с вами будет импульсом для интересного общения вашего ребенка с друзьями. Если считаете, что ваши детки мало и плохо играют, постарайтесь научить и дайте поиграть самостоятельно. Вы не стремитесь стать товарищами по играм детям, бегать с ними по стройкам, лазать по деревьям, делать дом из стульев. Но вы можете отвести на скалодром, в веревочный парк, устроить прогулку на велосипедах. Родители не смогут заменить друзей, но могут позаботиться о том, чтобы у ребенка была компания.

Спокойно относитесь к тому, что с маленьким на многие темы не поговоришь, а с подростком в ладушки не поиграешь, не порисуешь. Всему свое время. Так используйте это время для общения с ребенком. Малыши познают мир через игры с использованием рисования, лепки, складывания кубиков, взрослые принимают в этом активное участие. Младшие дошкольники усваивают знания о форме, цвете, мы им в этом помогаем. Старшие дошкольники познают мир через ролевые игры, взрослые водят их по этому миру, помогая осваивать его. Младшие школьники изучают строение физического мира, родители ходят с ними в музеи, на экскурсии, вместе собирают гербарий, ходят за грибами. А вот в старшем школьном возрасте детям не очень интересно с родителями, им нужно внимание ровесников. В этом возрасте мы можем поиграть с детьми в шахматы, шашки, командные игры, в компьютерные, попросить проэкзаменовать себя по билетам Правил дорожного движения, помочь с переводом, вместе посмотреть фильм и обсудить его, что дает много поводов для разговоров о важном. Это действеннее, чем без повода проводить профилактические беседы.

Нужно привлечь детей к совместному ремонту и планированию расходов семьи, к походам за покупками. Можно учить управлять машиной, посещать кинотеатр по выбору ребенка, готовить еду, сходить в походы. Попробуйте сдержаться и не устраивать каждый вечер дома школу, ведь время совместного выполнения домашнего задания не является общением с ребенком. Уроки — территория ответственности ребенка. Исходя из этого надо правильно выстроить отношения с детьми по поводу их учебы в школе. Можно помочь, но надзирать и брать на себя ответственность за оценки не надо. Привлекайте ребенка к планированию развлечений и выходных. Давайте выключим телефон, оторвемся от компьютера, придумаем план и будем радоваться жизни и ребенку.