Пальчиковая гимнастика для детей

Пальчиковая гимнастика для детей

О том, что пальчиковая гимнастика для детей чрезвычайно полезна, знает каждый современный родитель. И, если мамам и папам хочется, чтобы их дитя активно развивалось, росло умелым и умненьким, то они непременно уделяют внимание развитию мелкой моторики. В общем-то это не так сложно, и для занятых родителей эти занятия не составят большой сложности. Для большинства из них нужно только заранее выучить стишки и считалки для пальчиковых игр, усадить к себе на коленки малыша, у которого сейчас хорошее настроение, и весело поиграть с ним 5-10 минут.

Игры с пальчиками для самых маленьких

Для малюток от рождения до 4-5 месяцев развитие мелкой моторики заключается в том, чтобы помочь крохе разжать и расслабить сжатые напряженные ладошки. Во время игр, смены подгузников, когда младенец в хорошем настроении, поглаживаем сжатые кулачки, легонько трясем кисти, если ладошки не открываются, можно погладить, начиная от локотка. Делать все это, весело приговаривая и обращаясь к малютке. Открытые ладошки погладить, уделить внимание крошеным пальчикам, пощекотать, позволить карапузу ухватиться за пальцы взрослого и поболтать ручками. Это приучит его к манипуляциям с руками, и впоследствии он будет охотно участвовать в пальчиковых играх.

Гимнастика для пальчиков постарше

От 5-6 месяцев до года пальчиковые занятия заключаются в самых простых действиях. Пока возимся на кухне с пирогом или пирожками, можно дать малышу занырнуть ручонками в пакет с мукой. Достали крупу кашу варить — позволили ползающему под ногами крохе поковыряться в банке немного. Это ведь не сложно для родителей. Да, немного грязновато после этаких развлечений, но, как говорится, там, где есть маленький ребенок, чисто может быть только в вазочке из-под конфет.

Можно рассыпать крупные орехи, дать крохе коробочку и показать, как собирать в нее орешки. Если дать более мелкие орешки, фасоль, горох, то лучше все пересчитать и не оставлять малыша одного с такой забавой. Некоторые детки с удовольствием перебирают, некоторые целенаправленно тянут в рот. В таком случае, лучше отложить это занятие на месяц-другой.

Полезно сделать малышу бусы из пуговиц разной величины и фактуры. Да и мамины бусы подойдут, если сделаны из безопасного материала. Дитя с удовольствием будет с ними возиться, развивая мелкую моторику.

Всем родителям маленьких детей известно, что маленькие непоседы любят рвать бумагу, салфетки и все, что попадет в руки. Дать пачку салфеток или рулон туалетной бумаги — чего проще. Это и отличное развитие для маленьких ручонок, и родители успеют что-либо сделать, пока чадо занято кропотливым трудом. Только необходимо следить, чтобы результаты этого труда оставались на полу, а не отправлялись в рот. Ну и убрать потом, конечно же, придется.

И не забываем во время переодеваний или подготовки к купанию поиграть с ручками. Можно пробовать ладушки, сороку-белобоку и другие подобные потешки. Вовсе не обязательно, что малыш сразу начнет играть в эти игры. Вероятнее всего, что хлопать его ручками будут родители, а он весело улыбаться и делать ладушки сжатыми кулачками, но это все равно движение вперед. Придет время — пальчики откроются, и ладошки звонко захлопают.

Пальчиковые игры от года до трех-четырех лет

В этом возрасте детки с огромным удовольствием манипулируют всеми предметами, что под руку попадутся. Они лепят колобки из пластилина и вареники с мамой. Рисуют пальчиковыми красками везде, где можно и нельзя, а если взрослые не доглядят, то рисуют кашей и вареньем. Это не баловство, это потребность в ежеминутном развитии, так что вместо запретов лучше дать маленькому человечку простор для деятельности.

Пусть нанизывает большие бусы на толстую веревочку, собирает мозаику, возится со счетными палочками. Полезно дать малышу прищепки и показать, как крокодильчики ротики открывают. Когда научится открывать прищепки, показать, как можно их нанизывать на веревочку, цеплять на край ведерка, или делать из них длинную гусеницу.

Трех-четырех летние дети очень активно участвуют в играх с ручками, сопровождаемыми стишками и потешками. Они помнят на память и повторяют со взрослыми слова. Главное не ограничиваться одной сорокой-белобокой, а находить новые игры с новыми движениями. Можно импровизировать и придумать любого героя, пусть здоровается с друзьями-пальчиками, ходит к ним в гости. Только нужно не забывать, что движения должны чередоваться: сжатие мышц, растягивание и расслабление.

Пальчиковая гимнастика для подготовки к письму

Раскраски, рисование, лепка, аппликация, мелки на асфальте и бумаге. Все это дети делают в садике, если нет — необходимо заниматься дома. Это не трата времени, а серьезная подготовка к нагрузкам на ручки первоклассника.

Театр теней — увлекательнейшее занятие. Дети его обожают. Все эти зайчики, жирафы, собачки, гуси принесут массу удовольствия и родителям, и ребенку, а заодно отлично разомнут пальчики малыша.

Для развития мелкой моторики в этом возрасте нужно использовать мелкие предметы, занятия, требующие большей точности. Уже пятилетние дети могут шить маленькие мягкие игрушки, делать поделки из бисера, вышивать. Разумеется, если бояться давать чаду иголку, то он и к десяти годам пуговицу не пришьет. А ловкий малыш, который много чего умеет сделать своими руками, сможет добиться больших успехов и вероятнее вырастет уверенным в себе человеком. Так что, уж лучше учить и доверять. Чем потом наблюдать за неудачами неумехи.

Не стоит забывать, что десять маленьких шалунишек должны тренироваться целый день, тогда не будет трудностей с первыми словами и первыми закорючками в тетрадке. «Как? Тренировать целый день?» — спросят некоторые. «У меня нет столько времени» — возразят другие. А и не надо времени, не надо никаких дополнительных усилий. Нужно просто создать маленькому человеку нужные условия. И он сделает все сам.

Покупайте ботиночки со шнурками, а куртки с пуговицами — пусть тренируется перед каждой прогулкой. Дайте счеты, пирамидки, кубики, мягкие мячики и пищащие резиновые игрушки. Не гоните с кухни — пусть «помогает» собрать рассыпанные мелкие предметы, подает картошку, которую будет чистить мама и складывает уже чищеную в мисочку.

Пусть выберет с гречки нечищеные зерна, играет на пианино, складывает фигурки из спичек, пишет в прописях палочки и кружочки. Задача взрослого — не мешать. Дети — существа столь деятельные и настойчивые, что справятся с любыми трудностями. И кроме пальчиков разовьют сильный характер и крепкую волю.