Поступаем в первый класс

Поступаем в первый класс

Отправляем ребенка в первый класс, как помочь ему справиться со стрессом и быстрее адаптироваться

Однажды наступает пора, когда родители внутренне готовятся к тому, чтобы отправить ребенка в школу. Как помочь первокласснику привыкнуть к новым условиям? Ведь учеба для него — первый шаг в новую жизнь. Приходится расставаться, хоть и ненадолго, с любимыми близкими, откладывать в сторону игрушки, без страха каждый день входить в класс, налаживать отношения с незнакомыми детьми, учиться жить по-другому.

Что в душе у начинающего школьника?

Чтобы понять, как чувствует себя ученик в этот сложный для него период перехода от игрушек к серьезной учебной деятельности, на миг закройте глаза и представьте себя в океане. Вокруг нет ни одного судна или самолета, который мог бы оказать помощь. Что Вы будете испытывать, оказавшись там? Конечно же — панику, ужас, страх, тревогу. Примерно тоже самое переживает ребенок, когда приходит впервые в школу. Ведь для него пока за порогом своего дома все новое и незнакомое — взрослые, дети, учебники, уроки, учитель. Мир, который нужно понять и принять, и только тогда он будет чувствовать себя в нем комфортно. Но как это делать, ученик пока не осознает, и нужно помочь ему разобраться во всем. Рассказать о нормах школьной жизни, научить управлять своими эмоциями, подчиняться общим правилам поведения, не шуметь и не отвлекаться на уроке, слушать учителя и выполнять все задания. Быть вежливым и культурным с окружающими, уметь, если это необходимо, просить помощи. Все это пока еще трудно для маленького школьника, но необходимо для успешной учебы в дальнейшем.

Как меняется первоклассник, будучи учеником?

Дети, которые еще совсем недавно были милыми и послушными, вдруг становятся совершенно неузнаваемыми. Кто-то из них бегает, выбрасывая накопившуюся после долгого сидения за партами энергию, и потом долго не может успокоиться, отвлекаясь на разные мелочи во время урока. У других напряжение, скованность, робость так и сквозят в каждом движении. Они пытаются стать незаметными, на переменах в коридор почти не выходят, кто-то садится в дальний уголок, кто-то жмется к учителю.

И в домашних, привычных условиях школьники становятся другими. Кто-то вспоминает свое раннее детство, капризничает, тянется к старым играм, игрушкам, разыскивает книжки для маленьких детей, раскраски. Часто после учебы первоклассник приходит уставший, его тянет в сон, а ночью, напротив, малыш спит беспокойно, просыпается, вскакивает. У ребят теряется аппетит, появляются головные боли, боли в желудке, обостряются хронические заболевания. Все это происходит потому, что ослабленный организм ребенка не готов справиться с физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой, снижается его сопротивляемость.

Какой период в учебном году может стать критическим?

Конечно, особенно важны первые месяцы учебного года. В этот период каждая ситуация, даже самая простая, воспринимается малышом обостренно, зарождаются начальные тревоги и страхи: как не опоздать к уроку, как попросить помощи, верно ответить на вопрос.

Как поддержать первоклассника в сложные моменты?

Все легко и просто! Именно родители должны стать для малыша спасателем, опорой и защитой, помочь разобраться в сложных вопросах и объяснить, что к чему. Обсуждайте с ребенком трудности школьной жизни, рассказывайте о том, как с ними справиться. Также обязательно ищите и позитивные моменты, настраивайте будущего школьника на общение с ребятами, делитесь своими секретами общения при знакомстве.

Как лучше понять, чем помочь начинающему ученику?

Нужно разделить окружающее пространство, которое может беспокоить ребенка, на зоны. Проанализировать их и осмыслить, как они влияют на первоклассника, и как можно поддержать неопытного малыша.

Какие зоны можно выбрать? Например, кабинет, пространство за пределами класса, люди, урок, перемена. Этого достаточно. Тем более, перечисленные области не существуют отдельно друг от друга, а являются взаимосвязанными в школьной практике.

Итак, учебный кабинет. В нем происходит основная школьная жизнь ребенка, ведь на переменах ребята также часто находятся здесь.

Чтобы привыкнуть к будущему кабинету, можно привести ребенка сюда на экскурсию еще летом, до начала занятий. Дать возможность оглядеться, посидеть за партами в разных местах класса, потрогать стулья, порисовать мелом на доске. Ведь страшит, обычно, неизвестность.

Не просто знакомьте будущего первоклассника с кабинетом, но еще и обменивайтесь впечатлениями, отвечайте на его вопросы, рассказывайте о первых впечатлениях своего детства.

Обойдите вместе с ребенком незнакомое пространство за пределами кабинета — это туалет, спортзал, столовая, школьные коридоры, улица. Обязательно во время знакомства используйте в обсуждении позитивные фразы типа – «здорово!», «как тут светло и просторно!», «вот это да! Как красиво, уютно!» и т.д. Затем дома вместе вспоминайте, как вести себя в местах общего пользования.

Урок. В первую очередь, урок – это общение с учителем. Будущая успешность школьника во многом зависит от того, насколько хорошо он воспринимает учителя. Трудным может быть многое – речь, интонация, тембр голоса, темп обсуждения и простота подачи учебного материала, набор используемых учителем фраз. От многих нюансов будет зависеть, поймет ли малыш учителя или ему будет трудно усваивать учебный материал.

Если у ребенка присутствуют страхи при контактах с незнакомыми людьми, Вам обязательно нужно вместе с ребенком до школы встретиться с учителем, пообщаться. Достаточно будет одной встречи, чтобы все встало на свои места. Не забывайте использовать в своей речи фразы, которые помогут ребенку стать более уверенным, почувствовать себя школьником, — «у тебя все получится!» «Ты сможешь!» «Я помогу тебе!»

Чем еще облегчить ребенку период стресса?

Особенно важно, чтобы ребенок шел в школу спокойно, без страха наказания со стороны взрослых. В ответ на добродушные фразы – «не сиди там на уроке молча, отвечай!», «да смотри, не бегай там!…» ребенок начинает бояться любых действий — сделать что-то не так, сказать не то, опоздать в школу, ведь он очень чувствителен в этот период. Постоянная эмоциональная напряженность приведет к школьным неврозам, которые выражаются в волнении, повышенном беспокойстве, заторможенности при ответах на уроке.

Поддерживайте малыша каждый день. Любите его, разговаривайте с ним обо всем — о новых друзьях, об играх, о том, что было интересного на уроках. Отвечайте на все вопросы, находите решение проблем вместе. Ребенок должен чувствовать, что он не один и есть близкий человек, который всегда рядом и придет на помощь в трудные минуты, и вместе у вас все получится!