Прокрастинация у ребенка

Прокрастинация у ребенка

Прокрастинация у ребенка причины появления и способы эффективной борьбы

Прокрастинация сегодня достаточно известное понятие, которое часто используют в шутливом тоне. Зато, если вы заметили проявления прокрастинации у ребенка – это тревожный сигнал, требующий вашего внимания.

Прокрастинация – это определение в психологии для обозначения склонности к откладыванию дел/решения проблем на потом. Фактически человек уклоняется от сложных для него заданий всеми возможными способами.

Чаще всего о прокрастинации говорят в контексте взрослых, но дети, к сожалению, в последнее время также страдают от такого психологического состояния. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, не ругайте за лень, лучше помогите справиться с ней и найти мотивацию.

1. Что провоцирует прокрастинацию?

Сейчас существует ряд различных теорий происхождения этого состояния, однако ни одна из них в полной мере не дает исчерпывающего ответа на этот вопрос, поэтому их стоит рассматривать в комплексе.

1.1 Беспокойство

Интенсивный и сильный стресс фактически гарантирует прокрастинацию у ученика. Беспокойство возникает из-за желания (и часто невозможности) выполнить все идеально и страх перед уроком (и шансом получить неудовлетворительный балл). Немотивированный страх показаться неудачником, глупым — является стрессовым фактором.

1.2 Самоограничение

Страх быть успешным, потому что это накладывает определенные обязанности. Традиционно, если ребенок проявил себя по какому-то предмету, или имеет склонность к определенной деятельности (танцы, пение, рисование и тому подобное), его эксплуатируют на полную (конкурсы, олимпиады). Ученик сознательно затягивает выполнение задач, чтобы занизить свои возможности. Проще быть таким, как все, и не выделяться.

1.3 Непокорность

Ребенка может раздражать роль, которую ему навязали: отличник, лентяй, оратор, физик. Это те крайности, которые заставляют ученика развиваться односторонне. Недовольный своим положением ученик боится открыто вступить в конфронтацию, поэтому идет внутреннее сопротивление, что влечет прокрастинацию. Другое проявление – постоянный бунт и открытый отказ что-то делать. Так демонстрируется независимость, но теряются навыки выполнять задания.

1.4 Временная мотивация

Если ребенок не видит для себя положительных последствий и процесса выполнения работы, который приносит удовольствие, ждите проявление прокрастинации. Причина – постоянная напряженность и невозможность поддерживать постоянный уровень мотивации. Когда ученика устраивает планируемый результат (хорошая оценка, диплом, грамота) и ход работы, тогда не будет тревоги.

2. Секреты борьбы с прокрастинацией. Советы родителям

Уделите максимум внимания ситуации! Если вы заметили, что ребенок медлит, отложите свои дела на потом (нет, это не прокрастинация, это смена приоритетов). Подобное состояние не возникает на пустом месте, за ним кроются более серьезные проблемы, которые могут иметь совершенно негативные последствия для ребенка в будущем. Наверное вы бы хотели, чтобы ваш ребенок был такой:

1) Оптимистично смотрит на жизнь.

2) Верит в себя и свой успех.

3) Получает удовольствие от обучения на всех его этапах.

4) Энергичный и целеустремленный.

5) Выполняет все, что обещал, и делает это вовремя.

Думаете, большинство детей не хотели бы быть такими? Конечно, хотели бы. А прокрастинация отдаляет их от этого.

Начинайте действовать совместно против проблемы. Не сердитесь и не кричите, ведь это не проявление лени. Дополнительный стресс может только ухудшить ситуацию. Попробуйте выяснить, по какой причине не выполняется та или иная работа. Будьте готовы больше внимания уделять ребенку, если придется – идите в школу, чтобы поговорить с учителями.

Обеспечьте ребенку комфортное пространство для работы, следите за питанием, режимом, чтобы после школы оставалась сила выполнять домашнее задание.

Чтобы дети имели достаточно энергии, нужно:

1) Пить больше воды.

2) Спать минимум 8 часов.

3) За час до сна – выключается компьютер и не используются гаджеты.

4) Потреблять меньше изделий из муки.

5) Употреблять поливитамины в холодный период года.

6) Делать ежедневную зарядку, минимум – раз в неделю интенсивная тренировка.

7) Следить за порядком в комнате.

8) Слушать музыку, которая поднимает настроение.

Это тот необходимый минимум, который даст силы учиться, реализовываться. Кажется, прописная истина, но часто об этом забывается.

3. Чем может помочь учитель?

Объективно, учитель должен разрабатывать интересные уроки, задавать нескучные домашние задания, отказаться от соблазна выбирать одних и тех же учеников на конкурсы, потому что надо давать шанс всем. Последнее особенно важно! Те, кому не хватает уверенности в себе, поверят в собственные силы, а те, кто постоянно участвует в разных конкурсах, со временем поймут, что они должны с кем-то разделить бремя.

Для большей производительности научитесь вместе с учениками использовать две действенные техники:

1) Pomodoro

Один из интересных методов планирования времени Помодоро (помидор). Базовые принципы Pomodoro такие:

Выберите задачу для выполнения. Возьмите таймер и выставьте время 25 мин. Работайте до тех пор, пока таймер не подаст сигнал, что отведенное время вышло. Не отвлекайтесь, если что-то мешает – запомните этот фактор и работайте дальше. Сделайте перерыв на 3-5 мин. После каждого 4-го интервала (его так и называют – помидор), делайте длительный перерыв на 15-30 минут.

2) Метод Эйзенхауэра

Эта техника поможет научиться расставлять приоритеты, поможет вычислить важные и несущественные задачи.

Вспомогательный элемент – опорная матрица, в которую записываются все дела, в зависимости от степени важности. Важные и срочные дела выполняются в первую очередь, а несрочные и неважные – в последнюю. То есть сначала надо написать реферат, а уже потом поливать цветы.

Pomodoro и метод Эйзенхауэра особенно пригодятся старшеклассникам в период, когда необходимо совмещать учебный процесс и подготовку к экзаменам. Вообще, эти техники используются людьми во всем мире, независимо от возраста.

4. Что делать (совместные усилия учителя и родителей)?

Командная работа учителя и родителей является наиболее оптимальным вариантом. Вместе можно:

1) Научить ставить цели.

2) Блокировать факторы, которые отвлекают.

3) Мотивировать завершить дело.

4) Использовать методики по организации рабочего времени.

5) Не ставить слишком высокие требования к ребенку.

Психологическое и физическое здоровье важнее золотой медали или победы на олимпиаде. Парадокс! Нет необходимости полностью избавляться от прокрастинации, потому что чрезмерный контроль может сделать ребенка еще более несчастным. Балансируйте, будьте мудрыми. Никто не идеален. И дети, собственно, не должны полностью оправдывать чьи-то ожидания, они должны быть счастливыми. Счастливые люди не страдают от прокрастинации.