Сто тысяч детских почему: а вы к этому готовы?

Дети любят задавать вопросы. Их развивающийся пытливый ум порождает огромное множество самых разнообразных мыслей, теорий, гипотез. У кого, как не у мамы с папой спрашивать, что, как и почему

Дети любят задавать вопросы. Их развивающийся пытливый ум порождает огромное множество самых разнообразных мыслей, теорий, гипотез. У кого, как не у мамы с папой спрашивать, что, как и почему. И они спрашивают. Но у всех ли родителей хватает терпения не отмахиваться, а отвечать?

Начинается все с обычной любознательности. Почему трава зеленая? Почему солнце светит днем, а ночью – нет? Почему девочки носят бантики, а мальчики не носят? Ребенок может задать за день не один десяток самых разных вопросов: ему может показаться интересным, любопытным все, что угодно. Увы, не редко случается так, что мама или папа из-за бесконечных расспросов начинают раздражаться, и вместо ответов ребенок может услышать что-то вроде «Так принято», «Подрастешь – узнаешь» и вообще «Не отвлекай маму (папу) со всякой ерундой». Не получив ответа на свой вопрос, ребенок начинает сомневаться – а стоит ли вообще спрашивать родителей? Может вопросы взрослых раздражают? И перестает спрашивать. Во всяком случае тех, кто не хочет с ним разговаривать.

Дальше – хуже. Вопросы возникают не только, когда что-то интересно, но и когда что-то не понятно. «Убери игрушки с пола! – Зачем? – Я так сказал(а)!» Взрослый, который не хочет помогать ребенку находить ответ, точно так же не хочет объяснять свои требования. Казалось бы, ведь это совсем не сложно – объяснить, почему ребенку следует поступить определенным образом: «Убери с пола свои игрушки, иначе ночью в темноте кто-нибудь может на них наступить и пораниться». Или еще лучше вместо команды озвучить предложение: «Давай уберем твои игрушки с пола, чтобы на них не наступили в темноте». Но командовать проще и объяснять не хочется. Что остается ребенку? Терпеть деспота и стараться его не злить. Хотя в силу характера некоторые дети будут упираться до последнего, но команды выполнять не станут, и это наверняка будет провоцировать многочисленные конфликты между ребенком и взрослым в дальнейшем.

Следом за командами последуют такие же необоснованные запреты: «Не играй с этой девочкой», «Не смей выходить на улицу без шапки», «Гулять не пойдешь! Я так сказал(а)». Конечно, любое требование можно объяснить. Можно поговорить с ребенком о том, что юная любительница таскать котов за хвосты – не самая лучшая компания для него, о том, что в мороз без шапки можно простыть и потом ходить в препротивное место под названием поликлиника, и о том, что гулять пойти конечно же можно, но только после того, как будут сделаны все домашние задания. Однако домашний тиран ничего объяснять и аргументировать не хочет. Зачем тратить время на объяснения, если можно требовать. Ну а ребенок начинает привыкать к мысли, что запреты – проявление родительского самодурства.

С каждым вопросом без ответа, с каждым требованием без пояснения, с каждым запретом без причины ребенок все больше убеждается в том, что родитель не способен объяснять и обосновывать свои высказывания, и авторитет такого родителя в его глазах падает все ниже. Какова вероятность, что в дальнейшем он будет считаться с мнением родителя? Она ничтожно мала.

Подумайте, как ответить на вопрос вашего ребенка так, чтобы ему захотелось задать вам вопрос снова и услышать именно ваше мнение.