Если дома, как на войне
Если дома, как на войне, что делать и как вернуть мир
Наш мир меняется с быстротой узоров в калейдоскопе. Чуть дрогнула рука, и картинка изменилась. Дети очень чутко реагируют на этот процесс, более того, они его полноправные участники и несут на своих плечах все «новшества» реформы образования, подходов в обучении и воспитании, направлений в культуре и искусстве, глобализации всех процессов в обществе.
Сложности и проблемы сегодняшнего изменчивого мира, прежде всего, отражаются на семье и взаимоотношениях внутри нее. И когда вы замечаете, что каждый день, как будто из ничего вспыхивают ссоры и споры, недоразумения и разногласия, а повышенный тон, гнев и агрессия становятся нормой, то понимаете, что дом превращается в зону военных действий. В этой ситуации нет побежденных и победителей, страдают все, но больше всего, дети, особенно те, которых принято называть трудными…
В данной статье, мы попробуем понять, почему так происходит и что надо делать, чтобы в семье наступил мир.
Не секрет, что все дети, стремятся достигнуть трех целей: успеха, дружбы и контроля. С теми, для которых главное, это успех или дружба со своими товарищами, обычно легче контактировать и договариваться, находить компромиссы. Дети же, которые стремятся всех и все контролировать, обычно и становятся самыми неуправляемыми в межличностных отношениях.
Каковы же особенности их действий?
1.Стремление контролировать свою жизнь.
2.Использование реакции других людей в собственных интересах.
3.Уверенность в том, что во всех проблемах виноват кто-то, но не они.
4.Энергетическая подпитка от негативного отношения к себе со стороны других.
Какие обстоятельства этому способствуют?
Прежде всего, стиль воспитания, которого придерживаются родители. Есть непримиримые – те, которые оказывают жесткое давление и чрезмерно руководят. Миротворцы – ради того, чтобы не конфликтовать, готовы сделать все что угодно для своего наследника. Боязливые – опасаются вмешательства социальных служб и опеки, воспитывают детей с оглядкой, не применяя соответствующих мер.
Также сильно на трудных детей влияет еще целый букет обстоятельств: недостаток времени у родителей для общения с сыном (дочерью); сложные ситуации в семье (переход в новую школу, переезд на другое место жительства, развод); неумение правильно реагировать на поведение ребенка.
Как их используют дети?
Тонко чувствуя сомнения и неуверенность своих мам и пап, пользуются этим так, чтобы получить выгоду для себя.
1.Используют чувство их вины, чтобы добиться нужного для себя результата.
2.Изматывают своим нытьем, пока они не сдадутся.
3.Торгуются, чтобы избежать наказания.
4.Грубят и пытаются угрозами добиться желаемого (например, говорят, что сделают что-нибудь с собой).
Как ведут себя родители?
1.Пугают серьезными наказаниями, которые исполнить невозможно.
2.Используют свой интеллект, чтобы заставить ребенка принять ответственность на себя за то, что совершил.
3.Пытаются выслушать отпрыска с сочувствием, думая, что этого хватит, для того, чтобы он исправился.
4.Пользуются стереотипами: « надо просто всыпать ремня», «ну чего с дитя возьмешь, у него еще нет навыков хорошего поведения», «он должен знать, что за проступки наказывают», «надо дать ему выпустить пар, чтобы успокоился», «полечить лекарствами и все пройдет».
Советы для того, чтобы наступил мир.
Не пытайтесь свой жизненный опыт вложить в ребенка, он должен сам понять, как устроен окружающий мир, и получить через это нужные знания.
Продолжая заботиться о своем чаде, не решайте его проблемы за него.
Проявите сочувствие и сопереживание, чтобы он понял, что вам не безразличны его проблемы.
Но пусть испытает уроки жизни на себе.
Дайте ему осознать последствия своего поведения. Иногда лучше промолчать, не объясняя, в чем состоит его проступок.
Пустыми ответными фразами, помогите понять, что вы не собираетесь брать ответственность за его проделки, на себя.
Сохраняйте спокойствие, не злитесь. Наказывая, проявите сожаление (жалость – гасит огонь).
Непослушный ребенок любит все контролировать сам, так дайте ему этот контроль в разумных пределах (например, пусть сам выбирает один из трех вариантов наказания). Не злорадствуйте и не доказывайте свою правоту. Это он и сам в состоянии понять.
Постарайтесь увидеть в его действиях что-то позитивное и похвалить. Привыкнув только к критике в свой адрес, он оценит, что было замечено и хорошее.
Проводите вместе свободное время так, чтобы сын или дочь могли вас увидеть не в роли воспитателя, а как лучшего друга. Взаимоотношения будут укрепляться.
Создавайте условия, в которых ребенок доверится вам и расскажет о своих проблемах. Объясните в таком разговоре, чего от него добиваетесь, и что всегда замечаете его достижения.
Чаще играйте с ребенком. Игра дает возможность комментировать его действия, а за успехи – хвалить. Давайте ему возможность самому выбрать игру и установить правила. И относитесь к этому легко, ведь это, только игра.
Не пытайтесь в непослушном отпрыске изменить сразу и все. Выбирайте что-то одно, и потихоньку добивайтесь результата. Поступайте не как обычно, а придумывайте интересные решения.
Если, в качестве наказания, вы отправляете малыша в угол, то идите в этом направлении до конца; он должен там провести определенное время, успокоиться и быть готовым исправить то, что натворил; после этого обязательно отметьте, что его поведение стало хорошим.
В некоторых случаях, надо применить силу. Заранее продумайте, какая может быть реакция со стороны ребенка. Ваша сила должна заключаться только в его сдерживании, то есть, удерживать до тех пор, пока не успокоится и согласится исправиться.
Если ребенок вступает с вами в спор, предлагайте ему на выбор несколько вариантов, чтобы исправиться; если продолжает ныть и жаловаться, убирайте лучший вариант и заменяйте его на менее привлекательный. Отнимайте по варианту, с каждой новой жалобой. Когда ничего не поможет, останется только лишь само наказание.Как можно чаще, предлагайте возможность выбора.
Замечайте любое, даже самое маленькое улучшение в поведении и хвалите за это.
Когда вы принимаете решение о наказании, никогда не злитесь. Иначе ребенок вступит в борьбу с вашей злостью.
Содействуйте тому, чтобы сын (дочь) старался решать свои проблемы сам.
Детей с взрывной реакцией, часто проявляющих агрессию, надо обязательно отвести к психологу и выработать систему для коррекции воспитания.
Помните, что дети копируют ваш жизненный стиль. Вы должны быть образцом хорошего поведения. Объясняйте, где они себя ведут неподобающим образом, а для стимулирования усилий, хвалите и поддерживайте.
Никогда не спорьте при детях о том, как их следует воспитывать.
Разведенные супруги должны выработать единую линию воспитания и поддержания дисциплины ребенка.
Добрые и уважительные отношения в семье – результат серьезной каждодневной работы.
Пусть советы из этой статьи помогут вам установить нормальные отношения с непослушными детьми и развить навыки хорошего поведения. А еще, очень хочется, чтобы вы обрели уверенность в том, что сможете восстановить мир и взаимопонимание.
Автор: TAY101