Проблемы школьной травли ребенка

Проблемы школьной травли ребенкаДурные взаимоотношения со сверстниками, нравственные и телесные издевательства от них – вот беда, в которую попадает большая часть мальчиков-школьников. Есть много причин, по которым одни мальчики издеваются над другими. Нет двух одинаковых случаев. Несмотря на это, они все сходятся в одном – жертвы почти полностью беззащитны перед мучителями. В большинстве случаев отношения со сверстниками постепенно приходят в норму, пока дети растут, но бывают и исключения.

Напряжение, порой растягивающееся на годы, оставляет на каждом из детей свой отпечаток: одни становятся сильнее, другие получают психологические травмы на всю жизнь, а третьи потом смеются над этим. Во втором случае просто необходима помощь других членов семьи.

Положение ребенка ухудшается тем, что у его родителей далеко не всегда есть возможность оказать ему помощь в неравной борьбе с хулиганами. Переговоры со старшими членами семьи малолетних хулиганов пользы обычно не приносит, а только вредит. Между взрослыми с обеих сторон может начаться ссора. Разговор с такими детишками и попытка отучить их унижать жертву – большой риск.

Вот еще способ решить проблему – можно обратиться к классному руководителю. Есть шансы на успех, когда это кто-то властный и сильный, однако и тут беда – таковы далеко не все классные руководители. А если родители решат обратиться в школу – они только подпортят себе нервы нескончаемыми ходками по школьным инстанциям, попутно делая себе плохую репутацию.

Проблемы школьной травли ребенкаПроблемы школьной травли ребенкаПроблемы школьной травли ребенкаПроблемы школьной травли ребенкаПроблемы школьной травли ребенка

Учить ребенка давать отпор, попутно приучая его к физическим упражнениям?

Увы, это могут только некоторые из родителей. Иногда они записывают ребенка в секцию того или иного вида борьбы, но и тут не будет быстрого результата.

Наивно питать надежды, что ребенка научат «постоять за себя» за несколько занятий – для этого мало мускулов, нужна внутренняя смелость. Да и ребенок, которого мучают одноклассники, обычно отказывается посещать секции борьбы, поскольку в них примерно то же, что и в школе: бьют, хватают, толкают, но теперь с полного одобрения его родителей.

Обычно мать, прилагающая максимум усилий для помощи сыну при контактах с другими детьми в школе, советует, что да как. Одним словом, она рекомендует обдуманный до этого план, составленный психологом.

Увы, для детей этот хороший способ чаще всего бесполезен, поскольку они очень редко когда могут следовать в критической ситуации.

Общие меры

Прекрасно, если мальчик занимается общеукрепляющим спортом, таким как:

  •  Плавание
  •  Легкая атлетика
  • Лыжи;
  • Спортивное ориентирование и т. д.

Если уж переводить в другую школу – то только в ту, что примерно соответствует одному из следующих типов:

  1. В спецшколу, в которой более глубоко изучают ту или иную науку;
  2. В гуманитарную гимназию,
  3. В лицей, в котором глубже учат иностранные языки.

Вариантов много. Тут главное – знать увлечения и способности ребенка, его интерес к предметам. Нельзя забывать и то, какие сложности появляются, когда общаются дети, относящиеся к разным слоям общества.

Необходимо делать так, чтобы ребенку было с кем поговорить, не в школе. Для этого надо подобрать ему нормальную компанию – детишек, с которыми ему окажется комфортно поддерживать общение.

Хорошие варианты – дети знакомых матери или отца, приятели по тому или иному кружку. Нужно потратить много сил и времени, чтобы их найти и наладить общение с ребенком. Ожидания, будто мальчик самостоятельно решит этот вопрос, не оправдаются.

Родители должны звать этих детей погостить, даже если их сын возражает. А затем надо устроить развлекательную программу, чтобы их сыну было интересно с другими детьми, а тем – с ним самим. Можно даже организовать для детей какой-нибудь праздник. Это непросто. Неразговорчивый ребенок сам себя не станет развлекать, потому, чтобы была польза, нужно играть с детьми, втягивать их всех в общее дело.

Детям необходимо прививать уверенность

Физкультура и комфорт в общении – общие меры. Однако куда важнее привить ребенку уверенность в себе и смелость. Боязливого ребенка везде, даже в детсаде, опознают и станут третировать ради самоутверждения.

В школе дети-изуверы начинают издеваться над слабыми мальчиками не с избиений, а с более мелких действий. Скажем, сбросит хулиган чужой портфель на пол – да и будет смотреть, как станет действовать хозяин: ответит грубостью на грубость, тем самым спасая себя от дальнейшей травли, или подставится под удар, промолчав и ползая под партами, чтобы собрать выпавшие вещи.

Можно, конечно, и поговорить о правилах постройки отношений, однако, если мальчик сразу же и резко не отвечает, когда сбрасывают на пол его портфель или делают еще что-то в подобном роде – не видать ему уважения от других мальчишек. И результаты в виде тирании со стороны одноклассников не заставят себя долго ждать.

В качестве примера, вот диалог:

– Вчера у пацана из младших рюкзак в мусор вывалили. Этот слабак заплакал и побежал ябедничать…

– И не жалко тебе его?

– Не вижу повода для жалости.

– А вдруг бы тебя так же обидели?

– Да кто бы посмел-то?

Действие, которое мы, взрослые, именуем цивилизованным способом улаживания конфликта (жалоба начальству), дети называют «трусостью». В иерархии мальчишек высокое положение занимают задиры, а те, кто не может самостоятельно дать сдачи, остаются на самом дне.

«Тут наши хулиганы заскучали. Людей вокруг немного, а их обычных жертв и вовсе не было. Вот ко мне и прицепились. И очки мои, типа, примерить захотели. А я тут вспомнил: мы в машине ехали, музыку слушали, так там, в песне фраза была: «…ударил первым я тогда, так было надо».

Так я к Егорке подхожу и говорю: я тебя сейчас головой стукну. Этот заржал, а его дружки к нам притянулись. Я испугался, он-то повыше ростом. Зажмуриваюсь, значит, да изо всех сил его лбом лобешник бью. Вышло не ровно, но очень больно. И не только мне, я заметил. Никто не обиделся, очки вернули мне, да нормально дело кончилось! Мы теперь вообще друзья.»

Уверенность в себе в общении с окружающими необходимо прививать любому ребенку вне зависимости от пола, но мальчикам она будет нужна раньше, так что заниматься их воспитанием надо постоянно.

Это можно выразить одной несложной фразой: «Боишься – сделай!» Слабый мальчик многого боится: подойти к учителю, чтобы спросить, за что тот поставил три, присоединиться к игрокам в снежки, сообщить учителю пения, что испытывает отвращение к пению в хоре. Естественно, он-то такое не назовет зажатостью или малодушием, однако, как раз это и есть причина проблем со сверстниками.

Лучше всего подталкивать ребенка к преодолению страха всеми доступными методами: похвалой за малейшие успехи, уговорами, ободрением, поощрением. Единственное, чего ни в коем случае нельзя делать – это ругать за неудачи.

Вот пример действий: вы с маленьким сыном стоите возле киоска с пирожками. Мальчик очень хочет пирожок, но боится покупать сам. В первые минуты стараетесь уговорить или выдумываете повод, чтобы не покупать сами. Тогда, чаще всего, у малыша пропадает аппетит, но вам не следует отступать.

Упрашивайте купить пирожок для вас. Расскажете историю, как вы в детстве не смогли купить пирожок из-за того же, что и сын, и какой он станет молодец, если хотя бы попытается это проделать. Не отчаивайтесь: не получилось в первый или второй раз – так на десятый точно выйдет толк.

В действительности, подобное происходит на каждом шагу. Просто старательно наблюдайте за ребенком, попутно воспитывая в нем качества, необходимые для преодоления страха в общении с окружающими.

Постепенно подобные дела, несмотря на то, что они не связаны со школьной травлей, сводят на нет панику перед одноклассниками, что те, естественно, почуют обязательно. Большая часть мальчишек от природы довольно смелы, они могут за себя постоять. А вот некоторые эту возможность получают к более зрелому возрасту, так что, если ребенка в школе часто обижали – не факт, что подобное останется у него на всю жизнь.

Но в случае явного недостатка смелости у ребенка с самого детства – родителям лучше призадуматься и попытаться подправить ситуацию, пока малыш не вырос. Подобрав подходящий ключик, в его психике можно многое изменить. Среди всех мужчин ценится. Смелость и уверенность в себе, просто взрослые и дети трактуют это по-разному.