Школьная травля — советы родителям и учителям

Школьная травля - советы родителям и учителям
Школьная травля

Буллинг, или школьная травля – это когда ребенка или подростка систематически подвергают психологическому, физическому давлению и насилию: стебут, высмеивают, насмехаются, дразнят, игнорируют, бойкотируют, запугивают, шантажируют, ставят в неприятную ситуацию, толкают, цепляют, бьют… Это позорное явление своими источниками достигает животного мира, где травят, выгоняют из стада или стаи или забивают насмерть любую особь, которая чем-то отличается от других.
В современном мире жертвой буллинга (а теперь уже и кибербуллинга) может стать любой — и не только из-за физических недостатков, особенностей внешности или поведения. Травля может начаться со сплетен или клеветы, из-за зависти, ревности или просто со скуки и ради развлечения.

Школьная травля — советы родителям

Следует помнить, что факт издевательств оказывает свое влияние на значительное количество человек. Вспомним всех, кого может задеть конкретный случай буллинга.
• Агрессор — активный буллер, инициатор, зачинщик травли (может действовать один или с группой поддержки).
• Прихвостни — члены группы поддержки лидера повинуются приказам агрессора, а также пассивные булери, которые поддерживают это, но сами не действуют.
• Свидетели — молчаливые наблюдатели, которые никак не реагируют и делают вид, что ничего не происходит.
• Родители и члены семей жертвы и агрессора.
• Родители наблюдателей (детей всего класса).
• Классный руководитель.
• Учителя, преподающие в этом классе.
• Представители школьной администрации.
• Все дети учебного заведения.
• Родители детей всей школы.
• Весь коллектив.
• Семьи, друзья и приятели всех участников буллинга вне школы.
• Друзья друзей, дети из других учебных заведений населенного пункта.
• Жители села, города или района большого города.
• Пользователи социальных сетей, интернет-сообщество.
• Зрители телевидения, если случай получил широкую огласку. Даже в том случае, когда травля остается для всех тайной, все равно оно имеет влияние на окружающих и их судьбах. Самые серьезные (иногда на всю жизнь) психологические травмы получают действующие лица из первого круга: жертва, агрессор, прихвостни и свидетели.

Ты агрессор или прихвостень?

Это не круто, не смешно и не весело. Ты делаешь другому человеку больно. Это может привести к непоправимым результатам — вплоть до суицида жертвы. Ты действительно хочешь прожить с этой виной всю жизнь?
Травля других — это по-детски. Ты действительно еще не вырос?
Когда повзрослеешь, тебе будет стыдно за свои действия, и даже друзья со временем поймут, что ты действовал неправильно и плохо. Они не захотят общаться с тобой после окончания школы.
Ты действительно этого хочешь?
Не думай, что взрослые не видят и не понимают того, что ты делаешь. Их выводы и действия могут быть совсем не такие, на которые ты рассчитываешь. И тогда ты перестанешь быть героем для других. Ты действительно к этому готов?
Агрессия относительно слабых портит жизнь не только жертве, но и тебе. Ты действительно хочешь осквернить свою судьбу?
Иногда люди направляют свою агрессию не на тех, кто виноват в их бедах: они могут быть недовольны собой или их обижает кто-то другой. Ты действительно не в состоянии разобраться в себе?
Оскорблять других — это позорно. Ты действительно подлый и жестокий?
Все можно исправить пока еще не поздно. Ты действительно слаб, чтобы это прекратить?

Ты свидетель или пассивный агрессор?

Ты ничего не делаешь, когда других обижают? Не думай, что ты в безопасности: ты можешь стать следующей жертвой, независимо от того, как себя ведешь и с кем дружишь.
Пройдет время, и тебе будет грустно и неприятно вспоминать, что ты мог что-то сделать, но пассивно наблюдал, когда над кем-то издевались.
Не обязательно становиться героем, чтобы кого-то защитить. Если проблему замалчивать, она перестанет быть такой острой и со временем разрешится. Начни об этом говорить.
Если тебе предлагают присоединиться к издевательствам, скажи твердое «нет». Можешь добавить «Мне это не нравится», «Это неправильно», «Слабых гнобить — мужества не надо».
Если издевательства угрожают здоровью жертвы, срочно зови на помощь кого-то из взрослых.
Если кто-то из сверстников жалуется тебе на то, что его травят, выслушай и посочувствуй ему — это уже помощь. Вместе подумайте, к кому из взрослых можно обратиться за советом.

Ты чувствуешь себя жертвой травли?

• Не думай, что ты в чем-то виноват или хуже других: жертвой буллинга может стать любой.
• На всякий случай, попробуй определить, что именно в твоем поведении или внешности может раздражать одноклассников. Обрати особое внимание на опрятность, соблюдение правил гигиены и тому подобное.
• Подумай, что может провоцировать цепляние — не бери с собой денег, дорогих вещей или что-то другое, что может заинтересовать нападавших.
• Избегай ситуаций, при которых ты можешь остаться один на один с обидчиками. Ходи безопасными маршрутами.
• Не пытайся понять и оправдать агрессоров, но и не делай из них монстров — иногда они действительно не понимают всей меры того бедствия, которое творят.
• Сделай попытку пообщаться наедине с лидером, который провоцирует травлю, — без своей свиты он может оказаться довольно нормальным человеком.
• Сдерживайся и избегай открытого конфликта — не выказывай страха, не раздражайся, не плачь, не давай волю гневу, не лезь первым в драку, по возможности просто покидай «поле боя».
• Пойми, что обидчикам приносит удовольствие твое реагирования на травлю.
• Проанализируй, какова твоя реакция больше всего вдохновляет их, и делай наоборот.
• Попробуй вообще не реагировать, но это не должно быть равнодушием — тебя действительно не должны затрагивать дразнилки или насмешки. Этому можно научиться.
• Поговори с психологом (не обязательно школьным), поищи тренинги или советы по уверенному поведению, управление гневом, умение говорить твердое «нет». Научись простейшим способам сохранять спокойствие: посчитай до 10, медленно подыши, представь себя в каком-то безопасном месте.
• Держись уверенно, стой прямо, смотри в глаза или расфокусированным взглядом «сквозь обидчика». Помни высказывание: «Чем сложнее проблема, тем ровнее спина».
• Подготовь и старательно заучи несколько фраз-ответов на насмешки. Потренируйся непринужденно и с равнодушным видом их проговаривать. Попробуй обесценивать ситуацию, используя юмор.
• Не фокусируйся на школьных проблемах. Ищи друзей по интересам. В кружках и спортивных секциях больше шансов найти сверстников со схожими предпочтениями.
• Не преуменьшай проблему. Если тебе некомфортно, грустно и не хочется идти в школу — это уже достаточно серьезно.
• Не надейся, что «как-то будет», и все пройдет, само собой. Проблему придется решать.
• «Один в поле не воин». Обратись за помощью. Сильный человек ищет соратников по борьбе.
• Не держи ситуацию в секрете. Обратись за помощью к тому, кому ты доверяешь. Это может быть друг или подруга, старший брат, сестра, учитель, кто-то из школьной администрации, классный руководитель, психолог, родители, друзья родителей и тому подобное.
• Пообщайся со старшими учениками — у них могут быть свои истории успеха и современный подход к проблеме.
• Мгновенно сообщай родителей и всех, кому доверяешь, если имел место малейшее проявление физического насилия: в следующий раз все может быть гораздо серьезнее.
• Не выполняй слепо все советы, которые тебе дают. Сначала оцени, насколько они приемлемы для тебя и реальные с точки зрения твоего внутреннего состояния, уверенности в себе и учитывают все обстоятельства и личностные черты обидчиков.

Учителя также могут быть буллерами?

Учитель тоже человек, и его могут раздражать внешность, поведение, некоторые личностные особенности учащихся: физические недостатки, слабость, плаксивость, болезненность, задержка психического развития или, наоборот, «слишком высокие» способности, иная раса или национальность, низкий уровень достатка, неряшливость, несоблюдение правил гигиены.
У детей сильно развита интуиция — они мгновенно «считывают» настоящее (а не на словах) отношение учителя к ребенку. Это для них может быть знаком, что учитель «на их стороне», и поэтому за травлю им ничего не будет.
Согласно результатам исследований установлено, что нередко прибегают к издевательству те учителя, которые когда-то сами были жертвами буллинга. Но как бы там ни было, именно учитель является главным защитником детей. Именно от него зависит, насколько эффективно будет происходить борьба с буллингом.

Почему учитель иногда потакает травле

• Имеет низкий уровень квалификации или недостаточный опыт, чтобы прекратить травлю. Реально не замечает и не понимает проблемы.
• Недостаточно осведомлен о возможных опасных последствиях буллинга и недооценивает меру вредного воздействия.
• Убежден, что ученик «сам виноват». Ошибочно считает, что «дети сами разберутся», поэтому лучше не вмешиваться.
• Становится жертвой уловок нападающего: тот издевается над жертвой, когда никто не видит, а когда учитель в классе, провоцирует жертву на всплеск гнева. Учитель наказывает жертву, а не агрессора и фактически приобщается к буллингу.
• Чувствует такое же раздражение относительно «непохожего» ребенка, как и буллеры.
• Ему нравится буллер, который в отличие от жертвы уверен в себе, симпатичен, лучше физически развит и вообще является любимцем учителей.

  • Школьная травля — советы родителям и учителям
    Буллинг, или школьная травля – это когда ребенка или подростка систематически подвергают психологическому, физическому давлению и насилию: стебут, высмеивают, насмехаются, дразнят, игнорируют, бойкотируют, запугивают, шантажируют, ставят в неприятную ситуацию, толкают, цепляют, бьют… Это позорное явление своими источниками достигает животного мира, где травят, выгоняют из стада или стаи или забивают насмерть любую особь, которая чем-то отличается… Читать далее: Школьная травля — советы родителям и учителям
  • Конфликты отцов и детей
    Конфликты отцов и детей, корни проблемы и возможное решение Большинство семей испытывают внутри себя постоянные конфликты между членами семьи. Часто это происходит между детьми и родителями. Причин для этого может быть много. Дети конфликтуют все время, стараясь отстоять свою точку зрения, которую так тяжело понять и допустить взрослым. Дети способны устраивать ссоры не только с… Читать далее: Конфликты отцов и детей
  • Проблемы школьной травли ребенка
    Дурные взаимоотношения со сверстниками, нравственные и телесные издевательства от них – вот беда, в которую попадает большая часть мальчиков-школьников. Есть много причин, по которым одни мальчики издеваются над другими. Нет двух одинаковых случаев. Несмотря на это, они все сходятся в одном – жертвы почти полностью беззащитны перед мучителями. В большинстве случаев отношения со сверстниками постепенно приходят… Читать далее: Проблемы школьной травли ребенка
  • Детское упрямство и пути его преодоления
    Явные перемены в характере ребенка проявляются в возрасте от двух до четырех лет. Начинает формироваться самооценка, а так же самолюбие. Как раз в это время большинство взрослых сталкиваются с проблемой перестройки отношений с детьми и их воспитанием. Зачастую это становится довольно сложным с учетом перемен, которые происходят. В результате в семьях возникают конфликты. Родители очень… Читать далее: Детское упрямство и пути его преодоления
  • Как вести себя при семейных ссорах?
    Семейные проблемы, ссоры и разногласия случаются абсолютно у всех. Это нормально и не стоит делать из мухи слона. При этом некоторые семьи спокойно переносят ссоры и конфликты, понимая, что этого не избежать. А некоторые семьи не выдерживают постоянного напряжения и распадаются. Чтобы этого не произошло, главное научиться правильно вести себя при семейных конфликтах и тогда… Читать далее: Как вести себя при семейных ссорах?