Синдром Дауна — не приговор

Синдром Дауна — не приговор
Синдром Дауна

Синдром Дауна — что люди знают о болезни? Как правило, все ответы сводятся к трем:

  1. Это заболевание как-то связано с хромосомами.
  2. Такие дети рождаются у «старых» женщин.
  3. Во всем виноваты наркотики и водка.

Так вот, синдром Дауна – хромосомная патология. Ее диагностируют, когда в 21-ой паре в результате мутации появляется еще одна хромосома. Поэтому синдром еще называется трисомией по 21-ой хромосоме.

Кстати, не только человеческий организм подвержен подобной мутации, например, мыши и обезьяны также могут страдать хромосомной патологией.

Лишняя хромосома ведет к образованию характерной симптоматики:

  • плоское лицо с монголоидным разрезом глаз и череп укороченной округлой формы (брахицефалия);
  • мышечная гипотония, благодаря которой у человека постоянно открыт рот;
  • повышенная подвижность суставов – малыши «даунята» часто спят на спине, раскинув ноги в «поперечном шпагате»;
  • уплощенный затылок, укороченная шея, маленькая голова, нередки зубные аномалии;
  • часто дети подвержены глазным заболеваниям (катаракта, глаукома);
  • на ладони имеется только одна складка, которая проходит поперек, мизинец кривой и короткий;
  • может наблюдаться УО.

Можно ли вылечить синдром Дауна

Усилия родителей должны быть направлены не на избавление от хромосомной патологии, что полностью исключено, а на социальную адаптацию особого малыша, на исследование его здоровья у различных специалистов: эндокринолога, невролога, кардиолога, логопеда, окулиста, стоматолога и др.

Родители должны понимать, что они ни в какой мере не виноваты в «лишней» хромосоме, появление которой не зависит ни от приема витаминов, сна, алкоголя и даже наркотиков.

Что надо знать родителям

  • IQ особого ребенка можно повысить до 75;
  • солнечных детей отличает дружелюбие и открытость;
  • синдром не передается по наследству к следующим детям;
  • родители никак не виноваты в хромосомной патологии;
  • люди с синдромом Дауна могут прожить до 50 лет и дольше;
  • ребенок должен расти в любящей семье.

Развивающие игры и занятия

Так же как и у обычных детей, возможности к обучению и социализации у детей с синдромом Дауна различаются; они зависят не только от интеллекта самого малыша и от родительских усилий, но и от возраста, с которого с ребенком стали заниматься. Чаще всего особые дети могут приобрести бытовые и коммуникационные навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни. Известны многочисленные случаи успехов таких людей в спорте, в области изобразительного искусства, в овладении иностранными языками. У взрослых лиц с синдромом Дауна получается заводить счастливые семьи, работать и вести полноценную интересную жизнь.

Работу с малышами следует начинать с раннего детства. Если малыши сами не очень охотно вовлекаются в игровой процесс (что часто характерно для них), взрослые должны мягко, но главное регулярно заниматься с особыми детьми. Ребятам надо показывать игрушки, рассказывать, как с ними следует играть, учить ролевым играм, которые являются обязательной составляющей образовательной программы.

Обязательные условия для занятий:

  • до начала занятия нужно посадить малыша напротив и установить с ним зрительный контакт. Ребенок должен расслабиться, чтобы полностью сосредоточиться на занятии, а не на изучении взрослого. Хорошо, если он постарается повторять движения за учителем;
  • задания должны быть предельно простыми, с постепенным усложнением. Речь и мышление должны развиваться параллельно, каждое свое действие наставник должен не только показывать, но и проговаривать несколько раз;
  • не надо торопить ребенка давать ответ, а тем более отвечать за него. Если он молчит, то это не значит, что он не знает, скорее всего, просто раздумывает;
  • занятия должны быть комплексными, с вовлечением всех органов восприятия. Например, показывая на собаку на картинке, следует продемонстрировать и игрушечное животное, и лучше живое;
  • все игры должны иметь логическое начало и конец. Если надо увеличить нагрузку, то лучше сделать это не за счет усложнения задания, а за счет прибавления простых игровых элементов. Любое игровое занятие должно сопровождаться подвижными играми и юмором;
  • все уроки, игры должны быть не от случая к случаю, а обязательно систематическими, только тогда у ребенка появляется навык доводить начатое до конца;
  • если во время урока выясняется, что задание слишком сложное, не стоит настаивать на его выполнении. Лучше будет вернуться к нему через какое-то время;
  • даже за участие в игре малыша необходимо хвалить, а в случае неудачи не ругать, а говорить, что у него обязательно получится;
  • следует чаще менять вид деятельности. Следует помнить, что малышу с синдромом придется больше работать, чем обычному ребенку, чтобы прийти к одинаковому результату.

Возраст от рождения до двух лет

Услышь меня

Держите ребенка перед с собой в вертикальном положении; установив зрительный контакт, начинайте произносить звуки: ааах, маааа, ааап, уууух. При этом движения губ должны быть преувеличенно подвижными. Чаще всего уже после первых нескольких занятий малыш попытается копировать мимику и звуки взрослого.

С 9 месяцев можно начинать использовать специально разработанные звуковые карты, которые помогут слышать и распознавать слова, копировать звуки.

Малыш, говори!

Для развития речи специалисты часто рекомендую книгу «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна». Один из ее соавторов Бакли советует сопровождать все слова жестами, поскольку именно визуальное обучение является ведущим для детей с синдромом.

Я с тобой

Когда воспитатель привлекает внимание ребенка к какому-нибудь предмету, то вместе с ним смотрит на него, выражает восторг. Такое «совместное восприятие» помогает лучшему развитию.

Не спешите

Либби Кумин в пособии «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» настаивает, что общение — это слушатель и говорящий. Она предлагает простое упражнение — катание мяча. Взрослый катит мяч от себя к ребенку и произносит: мама катит, а потом от малыша к себе: Петя катит. Такое простое упражнение способствует развитию коммуникативных навыков.

Возраст от двух до трех лет

Радуга

В мешок должны быть собраны самые разнообразные вещи, но одного цвета, например красное яблоко, помидор, мяч, рубашка, туфли, кружка. Известный профессор Кумин утверждает, что «подобная визуальная деятельность, которая основана на обычных, бытовых вещах, поможет сформировать правильную концепцию». Каждый раз, вытаскивая предмет, следует называть и его, и цвет.

Складываем слова

Многочисленные исследования утверждают, что только, когда словарный запас малыша превысит сотню, он начнет учиться соединять их. Воспитатель должен набраться терпения, и прежде чем ребенок произнесет, к примеру «черная собака», он сотню раз скажет просто «собака» и только затем «черная собака».

Возраст от трех до пяти лет

В этом возрасте ребенку интересно будет возиться с несложной шнуровкой, собирать мелкие предметы в блестящую коробочку, стучать по барабану или в бубен.

Каждое действие превратите в обучение

Процесс развития малыша пойдет намного быстрее, если каждый его шаг взрослый будет проговаривать вслух. Например, Маша ест котлетку, Слава моет ручки, Долли бросает мяч и т.п.

Новое слово! Ура!

Родителями особого ребенка Джо и Сьюзан Котлински была создана специальная табличка для обучения детей чтению. Каждое слово, которое малыш говорил, было крупными буквами написано на отдельном листочке и повешено на уровне его глаз. Как только произносилось новое слово, родители бросали все дела и преувеличенно начинали восхищаться. Слово же записывалось на лист и занимало почетное место на стене.

Дети с синдромом Дауна – это дети

Ребенок, который рос в любящей семье, а не в казенных стенах, способен мечтать, а это главное. О чем? О новой машинке, о море, о туфельках, чтобы Петя на площадке не отворачивался и не смеялся надо ним, чтобы мама с папой не кричали друг на друга….

О чем мечтают их родители? Это просто: «Не надо презирать или жалеть наших детей. Они такие же, как и ваши. Есть возможность – помоги, но не сладостями, а хотя бы рассказом другим об этой хромосомной аномалии. Не мешайте жить нашим детям!»

Родители особого ребенка не должны задавать себе вопрос «за что», лучше уж «для чего». И ответ — «для счастья».

Добавить комментарий