Специальная компьютерная периферия для особых детей

Специальная компьютерная периферия для детей с особенностями развития

 

В настоящее время специальная и коррекционная педагогика в развитых странах ориентируется, прежде всего, на интеграцию ребёнка или подростка с особыми нуждами в массовую школу, в максимально самостоятельную экономическую деятельность, независимую или максимально независимую жизнь. Преобладание концепции интеграции привело в последнее время к увеличению доли компьютерных технологий (как адаптивных, так и ассистирующих) в общем процессе обучения детей с ограниченными возможностями. Также расширился и контингент детей, участвующих в образовательном процессе.

Сейчас существует много аппаратных и программных средств, разработанных для расширения возможностей использования компьютера лицами с особыми нуждами.

В их число входят специализированные интерфейсы.

для лиц с частичной или полной потерей зрения:

— адаптированные варианты стандартных интерфейсов;

— увеличители видеоизображения;

— программы, озвучивающие тексты и надписи на экране монитора;

— устройства вывода на брайлевские принтеры и устройства тактильного вывода

для лиц с двигательными расстройствами:

— разнообразные манипуляторы типа «мышь» (джойстик, трекбол, и т.п.);

— дополнительные блоки кнопок, которые подключаются параллельно основным устройствам;

— системы управления курсором движениями глаз;

— сенсорные и экранные клавиатуры

для лиц с нарушениями слуха:

— средства обучения и поддержки жестовой речи

Обучение детей, имеющих тяжёлые множественные нарушения развития, без привлечения специальных технических средств, является малоэффективным и не способствует полному раскрытию потенциальных возможностей ребенка.

Использование компьютерных технологий позволяет перейти на новый уровень обучения таких детей.

Характеристика детей

Специализированные интерфейсы целесообразно использовать при работе с детьми, имеющими тяжелые расстройства двигательной сферы: вследствие ДЦП, травмы или паралича. При подборе специальной периферии необходимо выявить наиболее управляемую группу мышц ребёнка (шея, рука, нога).

При относительно сохранных движениях шеи применяется система «Шлемомышь». Уровень интеллектуального развития ребёнка должен позволять понять принцип управления курсором. Также есть ограничения по зрению: ребёнок должен уметь фиксировать взгляд на предмете и прослеживать им за движущимся предметом. Если состояние двигательной сферы позволяет ребёнку работать на стандартной клавиатуре, но гиперкинезы и спастика затрудняют использование такого тонкого инструмента как мышь, то применяется программа «Специальные возможности». В более тяжёлых случаях ведётся работа с джойстиком или трекболом.

Описание интерфейсов

Джойстик

Манипулятор «джойстик» сочетает в себе функции мыши и джойстика и представляет собой устройство ввода в виде подвижной рукоятки с несколькими кнопками. Отклонение рукоятки в разных направлениях вызывает перемещение курсора, а нажатие на кнопки может использоваться для ввода дополнительных данных.

Кнопки, расположенные справа и слева, соответствуют правой и левой кнопкам обычной мыши. Также есть две кнопки, с помощью которых можно настроить устройство под конкретного пользователя. Одна из них регулирует скорость перемещения курсора, а вторая – направление движения курсора.

Роллерная мышь или трекбол

Это эмулятор мыши с крупным шаром посередине, называемым трекбол, для управления которым требуется небольшое движение с минимальным усилием. Двигать шар можно любой частью кисти. Пять кнопок, расположенных симметрично, замещают функции левой и правой кнопок обычной мыши, операции двойного клика и залипания. Также устройство может настраиваться по скорости и направлениям движения курсора в соответствии с индивидуально ориентированными задачами.

На задней панели расположены гнёзда для подключения больших кнопок-переключателей, которые также заменяют функции одного клика левой и правой кнопок обычной мыши.

Система «Шлемомышь»

Система Шлемомышь предназначена для людей с тяжелыми нарушениями двигательной сферы

Система Шлемомышь

Система предназначена для людей с тяжелыми нарушениями двигательной сферы. Позволяет управлять курсором «мыши» с помощью поворотов и наклонов головы. Система использует стандартную Веб-камеру и шлем со специальными метками, позволяющими ускорить распознавание положения головы.

Сигнал «Нажатие левой кнопки мыши» формируется при открывании рта.

Система имеет модификацию, при которой «Нажатие левой кнопки мыши» формируется удержанием курсора на клавише определённое количество времени (например, 100 мсек, эта величина задаётся ассистирующим педагогом). Этот вариант системы разработан специально для тех пользователей, у которых затруднён контроль за движениями лицевых мышц.

Система дополнительно снабжена озвученным редактором текстов.

Система Шлемомышь дополнительно снабжена озвученным редактором текстов

Озвученный редактор текста для системы Шлемомышь

Преимущества системы:

— Система «Шлемомышь» значительно дешевле многих импортных аналогов, поскольку использует стандартное оборудование.

— Система ориентирована на людей с серьезными нарушениями двигательной сферы и позволяет работать на компьютере даже при наличии гиперкинезов (неуправляемых движений) и спастики.

— Параметры системы настраиваются, что позволяет конфигурировать специальные, ориентированные на данного человека облегченные обучающие режимы.

— Система позволяет параллельно управлять тем же курсором с помощью стандартной мыши, т.е. педагог может прийти на помощь ученику в случае затруднений.

«Шлемомышь» даёт возможность:

— Самостоятельно писать тексты с помощью экранной клавиатуры.

— Работать с любой стандартной программой.

— Использовать систему как тренажер для развития внимания, зрительных и зрительно-пространственных функций.

Заключение

В результате обучения элементарным пользовательским навыкам с помощью специальных компьютерных периферийных устройств дети с особыми нуждами получают возможность пользоваться компьютером в целях коммуникации (общение через интернет), обучения (выполнение письменных учебных заданий, дистантное обучение), заполнения досуга (компьютерные игры, развивающие программы), а также осуществлять определённые трудовые операции, например, участвовать в создании макета визитной карточки или открытки для малой полиграфии.

Педагогам использование специализированного интерфейса даёт возможность организовать самостоятельную работу ученика с грубыми нарушениями моторики.

Учитель-дефектолог Тарасова М.Н.

ГБОУ Школа 2127 Москва