Воспитание детей с помощью мягкого наказания

Воспитание детей с помощью мягкого наказанияНекоторые родители в процессе воспитания ребенка порой прибегают к физическому наказанию. Обычно это ремень или просто шлепок рукой. Чаще всего такое поведение перенимается от их же родителей и в воспитательных целях считается порой просто необходимым.

Однако по мере взросления ребенка такие методы перестают быть эффективными. Недаром говорят, что ремень поможет только тогда, когда ребенок лежит поперек лавки, а не вдоль. То есть те методы, которые работают на маленьких детях, совершенно неприменимы к детям постарше. Ребенок взрослеет, становится хитрее и умнее, а значит и методы должны быть похитрее обычного ремня.

Ребенок всегда проверяет границы дозволенного

РРебенок всегда проверяет границы дозволенногоебенок всегда проверяет границы дозволенного и в разном возрасте такие проверки имеют разный масштаб. Если в десятимесячном возрасте малыш может достать лишь то, что находится на расстоянии вытянутой руки, то в возрасте двух лет для того, чтобы достать заинтересовавшую его вещь, ребенок способен залезть на стул. А где стул, там и стол, и подоконник. Реакция со стороны родителей очевидна: пресечь действия ребенка, чтобы не допустить его падения и не дать навредить себе. Но малыш не понимает и продолжает упорно лезть туда, куда не следует.

В ответ на действия родителей ребенок протестует. Протест может выражаться в неконтролируемой агрессии, плаче, нервных движениях. Нередко подобная ситуация выходит из-под контроля. Тогда родители, поддавшись эмоциям, используют силу.

Только психологи давно твердят, что применение физической силы по отношению к ребенку неприемлемо. С другой стороны, как воспитать ребенка, не применяя никаких наказаний?

И все же ситуация не безвыходная. Существуют мягкие наказания без применения физической силы, которые дадут понять ребенку, что главные в доме именно родители.

Есть три вида мягких наказаний.

1. Игнорирование.
Плачущий ребенок привык к тому, что взрослые начинают суетиться вокруг него, пытаться успокоить и демонстрируют участие. Иными словами, капризы – способ привлечения внимания взрослых к собственной персоне. Если чадо увидит, что его плач никому не интересен, то его будет попросту не для кого устраивать!

Игнорирование помогает, когда:
— Ребенок плачет
— Срывается на грубость и агрессию
— Нарочно демонстрирует непослушание
К примеру, если чадо в очередной раз разразится воплями, чтобы ему разрешили что-либо, стоит просто выйти из комнаты и оставить его наедине с собой. Выступление завершается, когда не находится зрителя.

2. Лишение привилегий.
Суть такого метода мягкого наказания заключается в причинно-следственных связях. Даже годовалый малыш понимает, что одно действие приводит к другому. Например, если для ребенка расстилают кроватку, то значит, что скоро он ляжет спать, а если мама готовит еду, то скоро его покормят.

Точно таким же способом работает лишение привилегий. В случае если на прогулке ребенок начинает капризничать, то он лишается прогулки, и его ведут домой. Но в этом же случае не следует лишать ребенка любимой игрушки, такое решение будет несправедливым и непоследовательным. Лучше забрать вещь, которая является орудием в руках малыша. Например, если ребенок бьет игрушечным совочком других детей, то забирается именно совочек, а не любимый плюшевый медведь.

3. Перерыв.
Маленькие дети всегда стремятся находиться поближе к родителям. Играть возле них, смотреть рядом с ними мультфильмы. Суть перерыва заключается в том, чтобы ненадолго увести ребенка в комнату и оставить в одиночестве.

Например, если малыш прыгает на диване, не желая останавливаться, то мама или папа громко и с серьезным видом считают до трех. В случае если реакции не последовало, то ребенка уводят либо уносят к нему в комнату и оставляют там одного. После нескольких применений таких мер ребенок станет прекращать недозволительные действия.

Прием перерыва можно применять, начиная с четырех лет, а годовалому малышу вместо комнаты прекрасно подойдет манеж.

Проявление эмоций для ребенка – нормальное явление

И, конечно, взрослым важно понимать, что проявление эмоций для ребенка – нормальное явление. Маленький человечек пока только учится справляться со своим весельем, раздражением, радостью и обидой. Никто не может существовать без внутренних переживаний. Задача родителей – научить ребенка адекватно их выражать. Все дети нуждаются в воспитании, но оно ни в коем случае не должно переходить в тиранию.