Зависим ли ребенок от гаджетов

Зависим ли ребенок от гаджетов

 

Без сомнения, дети больше времени проводят в интернете. Помимо телевизоров и смартфонов их также окружают видеоприставки, компьютеры, плееры и прочие носители информации. И дети дошкольного возраста не являются исключением.

Однако, несмотря на многочисленные предупреждения, исследования сотрудников министерств здравоохранения достаточно ограничены. До сих пор большая часть всех научных статей сосредоточена на пристрастии детей к видеоиграм. Американская психиатрическая ассоциация даже предложила новый диагноз — виртуально-игровое расстройство (ВИР). Взяв за основу такие формы зависимостей, как пристрастие к азартным играм, к симптомам ВИР также перечисляют чрезмерное количество проведенного времени, невозможность контролировать использование, потеря интереса к другим видам деятельности и т. д.

Однако, могут ли эти симптомы быть применены к другим видам использования экранных носителей? И различается ли их проявление среди детей до 12 лет и подростков? Новая исследовательская статья журнала Psychology of Popular Media Culture попыталась ответить сразу на два этих вопроса. В ней Сара Домофф из Центрального Университета Мичигана и ее команда представили результаты двух исследований, в котором рассказывается, как часто родители и дети используют средства массовой информации и связано ли это с другими проблемами их детства.

Они особенно сконцентрировались на изучении детей в возрасте от 4 до 11 лет, поскольку они больше всего подвержены зависимости от цифровых устройств. Кроме того, именно в этом возрасте проще обнаружить симптомы привыкания, так как эта возрастная группа не столь скрытна, как дети более старшего возраста.

Система измерений зависимости детей от гаджетов

В помощь своему исследованию Домофф и ее коллеги разработали систему измерений зависимости детей от гаджетов для родителей. Эти измерения были спроектированы на основе перечня из 60 критериев, которые характеризуют зависимое повеление диагноза ВИР. Из этого перечня они отобрали 27 критериев, сформировали тест и распространили среди участников. Среди них:

* Достаточно сложно оторвать моего ребенка от экранов гаджетов.

* Мой ребенок всегда думает об использовании гаджетов.

* Мой ребенок расстраивается, когда может использовать гаджеты.

* В нашей семье возникают проблемы, когда ребенок не может воспользоваться гаджетами.

* Первое, о чем просит мой ребенок по возвращении домой из школы, — воспользоваться гаджетами.

Исследователи также создали укрощенную форму теста из 9 критериев. В ней использовались следующие утверждения:

* Моему ребенку сложно оторваться от гаджетов.

* Если у ребенка был сложный день, гаджеты кажутся единственной вещью, что может заставить его чувствовать лучше.

* Гаджеты ребенка становятся причинами проблем в семье.

* Время, которое мой ребенок хочет проводить с гаджетами, возрастает.

* Мой ребенок использует гаджеты втайне от меня.

Исследователи отобрали 291 матерей, возраст чьих детей был в среднем равен 7 лет. Они делали акцент на матерей, так как предыдущие изучения показали, что они более строго относятся к использованию гаджетов детьми. Задачей участвующих матерей было определить среднее время проведения ребенка перед экраном и характер этого времяпрепровождения (просмотр телевизора, игры в компьютерные игры и так далее).

И также участникам задавались такие вопросы, как:

* В каком возрасте ваш ребенок впервые получил свой первый телефон или планшет.

* Как часто вы беспокоитесь об использовании вашим ребёнком гаджетов.

* Какой тип гаджетов ваш ребенок использует больше всего.

Затем они сравнили ответы с проблемами функционального развития детей: проблемами, касающихся поведения, эмоциональные проблемами, проблемами в социализации с другими детьми.

Оказалось, что высокий уровень всех тестов напрямую взаимосвязан с количеством использования гаджетов, которое было определено матерями. Так же как и предполагаемые психологические и социальные проблемы их детей зависели от времяпровождения перед экранами, в том числе гиперактивное поведение, социальные проблемы во взаимодействии с другими детьми, а также поведенческие проблемы (агрессии и так далее).

В качестве дополнительной проверки их суждений, Домофф и ее коллеги произвели наиболее широкую выборку участников, включив в их число не только матерей, но и отцов, дедушек, бабушек, братьев, сестер, тетей и прочих, выступающих в качестве основных опекунов ребенка в возрасте от 4 до 14 лет. Помимо заполнения короткого теста с измерениями, 632 опекуна также отмечали количество конфликтов с их детьми, связанных с использованием гаджетов. Хотя большинство конфликтов основывались на просмотре телевизора, большой процент изучаемых во втором исследовании также использовали планшеты, смартфоны, игровые приставки, компьютеры, ноутбуки.

Результаты показали, что данный тест отлично работает как для мальчиков, так и для девочек в определении проблем, связанных с использованием гаджетов до 12 лет. Также высокий результат этих тестов напрямую связан как с конфликтами в семье, так и с поведенческими проблемами.

В общем, эти результаты говорят о том, что зависимость от гаджетов может начаться намного раньше, чем думают родители. Описанный выше тест — первый тест, фокусирующийся на проблемах детей предподросткового возраста с использованием гаджетов. Так как он может быть использован родителями или другими опекунами, он может помочь определить проблемы в поведении детей, которые может быть слишком малы, чтобы определить свои симптомы самостоятельно.

Домофф и ее коллеги говорят об ограничениях своего исследования, особенно потому, что это единоразовое исследование, в котором не рассматривается вопрос способа изменения использования средств массовой информации. Однако эти результаты показывают важность контроля родителями за использованием их детьми гаджетов.

Как известно, мы все еще находимся на ранних этапах цифровой революции и новые медиа форматы, такие как виртуальная и дополненная реальность, не за горами. Возможно сейчас, более чем когда-либо, мы должны задуматься о том, что это может значить для наших детей.