Как мотивировать ребёнка на учёбу

Как мотивировать ребёнка на учёбу

С тех пор как мои дети стали ходить я начала их приучать убирать за собой игрушки, складывать на место вещи. С тем как росли дети, росли и их возможности, а соответственно и мои требования. На тот момент, когда старший сын пошел в первый класс он умел сам себя обслуживать, одеваться, кушать, читать и завязывать шнурки. Желание его пойти в первый класс было сильным и осознанным. Однако, когда в первом классе мы столкнулись с выполнением домашних заданий, все желание куда-то пропало. Что же мне было делать? Пришлось обращаться к своей первой профессии и изучать новые технологии по мотивации детей на учебу.

Что такое мотивация и с чем ее едят

Для начала давайте разберемся что же такое мотивация и какая она бывает. Как говорит наука психология, мотивация — это побуждение к действию, процесс, управляющий поведением человека, который показывает его направленность, структуру, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Существует два вида мотивации Внешняя и Внутренняя.

Внешнюю мотивацию можно определить по признаку, который строится на формуле:

Ты что-то делаешь = Ты за это что-то получаешь.

Примером в этом случае может послужить такая ситуация: ребенок получает хорошую оценку и за это мама дает ему деньги, конфеты, поездку в горы, поход в кинотеатр. В таком случае мотивация является неэффективной, так как происходит подмена понятий в мышлении у ребенка: учеба не ради знаний, а ради награды.

Ребенок начинает действовать исходя из инстинкта самосохранения, выбирая при этом не долгий творческий путь, а простой, короткий, проверенный и надежный. Зачем писать работу самому, когда можно списать у одноклассников, скачать в интернете готовую работу или заказать где-то еще, так ведь точно можно получить хорошую оценку ведущую к долгожданной награде.

Таким образом мы видим, что нецелесообразно развивать в ребенке внешнюю мотивацию, ведь она не несет в себе ценностной направленности.

Однако, внешняя мотивация не так плоха на первый взгляд, если она работает в тандеме с внутренней мотивацией. Что помогаем нам развить внутреннюю мотивацию? Главное — это интерес. Дети делают то, что им интересно — играют в любимые игрушки, читают любимые книги, слушают любимую музыку, рисуют или лепят, изучают интересующую тему.

Вспомните себя, когда вам что-то интересно вы часами можете заниматься любимым делом, не замечая, как идет время, забывая о сне, отдыхе, пище, и порой обо всем, что вас окружает. В то же время, когда вы ходите на нелюбимую работу, занимаетесь наскучившими делами считаете минуты, чтобы наконец завершить начатое.

Также происходит и с ребенком. Если нет интереса к учебе или к выполнению домашних заданий, малыш старается избегать этого и быстрее освободиться от надоевшего дела. Каждый ребенок при этом использует свои способы избегания: кто-то, садясь за уроки занимается посторонними делами, кто-то рыдает, кто-то ест по несколько часов, кто-то вообще отказывается что-либо делать. В таком случае ребенок может прийти в школу неподготовленным и постепенно скатиться на тройки, а то и на двойки. А все потому что ему просто неинтересно.

Что же делать, чтобы вернуть угасшую внутреннюю мотивацию?

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Чтобы ребенок с удовольствием пошел в первый класс, знал с чем он столкнется во время учебы, какие требования будут в школе, познакомился изнутри с профессией учителя необходимо за год до школы отдать его на подготовительные курсы, либо к практикующему учителю. Важно, чтобы ребенок пошел на подготовку в ту школу, в которой будет учиться или к тому учителю, который практикует в этой школе.

Так вы обезопасите и себя и ребенка от резкой смены требований. Это станет гораздо меньшим стрессом для вас и малыша. К тому же на подготовительных курсах в школе обычно дают ту базу знаний, которой ребенок должен обладать, придя в эту школу. Лично я отдала предпочтение не репетитору, а школьным подготовительным курсам. , так как, занимаясь индивидуально, ребенок лишается возможности взаимодействия со сверстниками. А общение со сверстниками — это способ завести друзей среди будущих одноклассников еще до начала первого класса.

Таким образом, придя в первый класс ребенок будет иметь не только необходимые знания, но и друзей, с которыми сможет общаться с первого дня, минуя этап знакомства.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Когда ребенок знает с чем он столкнется, придя в школу, он гораздо легче адаптируется к новой ситуации. Но наступает момент, когда полученные на подготовительных курсах знания заканчиваются и приходится постигать новые вершины. Здесь может возникнуть новая проблема: «Ну я же не знал, что там будет так сложно! «. Как раз в такой момент мамы хватаются за голову и думают: что же делать, ведь так все хорошо начиналось. Успокойтесь и не паникуйте. Это нормально! Это критическая точка — точка взросления вашего малыша до ученика.

Если мотивация снизилась или угасла вовсе, ее можно вернуть.

Не скажу, что процесс этот легкий или быстрый, но все же если постараться, то все возможно.

Для того, чтобы повысить внутреннюю мотивацию у ребенка сначала задумайтесь над тем как организовать содержание обучения, сотрудничество с учеником и свободой выбора самого ученика. Что это значит?

Содержание обучения включает в себя не только то, что именно вы будете изучать с ребенком, а еще и как вы будете это делать. Попробуйте заинтересовать ребенка, а не угрожать ему. Ведь что мы делаем, когда пытаемся воздействовать на дитя, которое не хочет что-либо делать — ищем способы воздействия на его поведение: ставим в угол, повышаем голос, угрожаем что-то не дать или не сделать. Часто это бывает неэффективным, а только еще больше выводит из себя учащегося и вас самих.

Попробуйте, например, делать уроки в виде игры. Устройте викторину отвечая на вопросы учебника, задачу решайте наглядно, используя любимые игрушки ребенка или подручные средства. Это поможет не только повысить интерес, но и облегчит понимание пройденного материала. Или, если ребенок увлекается компьютерными играми, то ему может быть интересно решать тесты и играть в специальные игры, где используются материалы из учебников.

Сделайте вместе с ребенком «копилку знаний», которая поможет вам и ребенку в изучении иностранного языка, правил математики и русского языка, изучении литературных произведений, авторов и героев книг, а также таблицы умножения. На каждый предмет должна быть своя копилка, чтобы полученные знания были систематизированы.

Конечно же все это касается учащихся начальных классов, так как в этом возрасте игра все еще имеет большое значение в жизни ребенка.

Что же касается средней и старшей школы, то здесь важно понимать, что приоритетной деятельностью в этом возрасте является как раз учеба. Готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах — это один из позитивных моментов возраста. Такая готовность может быть одним из мотивов обучения.

Важно помнить, что подростка привлекает самостоятельная деятельность и он легче осваивает некие способы действия, когда взрослый лишь помогает, направляет его. Конечно же, во многом учебный интерес связан с качеством преподавания учебного материала, поэтому именно в этом возрасте стоит серьезно задуматься, а устраивает ли вас и вашего ребенка данный педагог или учебное заведение стоит сменить на другое. , так как большое значение имеют подача учебного материала учителем, умение увлекательно и доступно объяснить материал, что включает активацию интереса, усиливает внутреннюю мотивацию подростка к учебе.

В этом возрасте формируются также и новые мотивы учения, которые непосредственно связаны с осознанием жизненной перспективы, своего места в жизни, профессиональных намерений. Поэтому о мотивации к учебе в этом возрасте беспокоится не приходится.

О сотрудничестве как таковом в обучении и воспитании своих детей многие родители даже не задумываются. Хотя это немаловажный фактор в формировании внутренней мотивации ребенка. Начинать сотрудничать с ребенком стоит начинать с самых первых лет жизни малыша и чем старше будет становится маленький человечек, тем чаще обращаться к данному способу коммуникации с ним. Важно обсуждать, объяснять интересующие ребенка темы, а также те дела и поступки, которые он совершает, необходимо вместе строить планы, советоваться и ставить ребенка в известность о своих намерениях что-либо сделать.

Это не только повысит мотивацию ребенка, но и усилит доверие между вами. Так ребенок начнет чувствовать себя защищенным, любимым, нужным и важным.

Свобода выбора — это один из моментов, которые в нашей жизни отметаются за ненадобностью. Нам проще и легче, когда за нас решают сколько денег нам получать, какую еду покупать, где обучаться и жить. Так мы снимаем с себя ответственность, так нам легче жаловаться и ничего не делать, чтобы что-то изменить в своей жизни. Точно так же мы не даем нашим детям свободы выбора. «Ты будешь учить уроки или не пойдешь гулять! «, «Ты будешь есть этот суп или не получишь сладкое! » — говорим мы своим детям. Дети с детства привыкают делать то, что им говорят, а потом вырастают и точно также жалуются на жизнь, на правительство, да на что угодно, не желая, а порой просто не умея, брать на себя ответственность за свою жизнь и те действия, которые совершают.

Научите своего ребенка свободе выбора. Для этого ученик должен чувствовать себя частью процесса, тогда он будет более ответственно подходить к решению проблем. Если ваш ребенок плохо себя ведет, спросите его о причинах такого поведения. Возможно, вы все понимаете и знаете причину, но все же не пренебрегайте этим вопросом. Может так сложиться, что ответ удивит не только вас, но и вашего малыша.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

А теперь подумаем, где найти ту самую внутреннюю мотивацию.

Знаете ли вы что творится в душе у вашего ребенка? Знаете ли вы что чувствует ваш малыш, когда принимается за учебу? Как часто вы его об этом спрашиваете? Задумайтесь над этими вопросами.

Внутреннее состояние ребенка — это очень важно. То состояние, душевное равновесие или дисбаланс, с которым он садится делать уроки и дает нам те результаты, что мы имеем на сегодняшний день. Корректировать это состояние крайне непросто, но все же попробуем это сделать, ради наших детей.

Принимайте своих детей такими, какими вы их видите. Вам может не нравится новое увлечение сына скейтом, а он без ума от этого. Вам кажется, что это очень опасно, а он считает, что ничего с ним не произойдет, так как он катается аккуратно. Попробуйте взглянуть на это с другой стороны. Скейтбординг — это тоже спорт. Если ребенок увлекается скейтом, значит он занимается спортом, даже не посещая спортивных секций. А спорт для здоровья полезен. Любой интерес ребенка может стать и вашим увлечением тоже.

Сходите на соревнования, где выступает ваш ребенок, поддержите его. Ему это будет приятно, и вы увидите сколько людей увлечены этим же. Говорите с ребенком. Возьмите себе за правило разговаривать с детьми по душам. Это повышает уровень вашей близости и доверие между вами. Таким образом вы всегда будете знать, чем занимается ваш ребенок, с кем он общается, что важного с ним произошло, вы узнаете обо всех его увлечениях, переживаниях и тайнах. Узнавайте, что интересно вашему сыну или дочери, какие трудности возникают в учебе. Так вы поможете ему справится с трудностями.

Не стоит разговаривать с ребенком через силу или от раза к разу, когда вы узнали что-то плохое из жизни ребенка, так как дети чувствуют любое отношение и воспринимают такие поступки родителей как навязчивость и вмешательство в личную жизнь. Будьте искренни и последовательны. Делитесь с ребенком своими чувствами, планами, переживаниями и прожитым днем, тогда и ребенок ответит вам взаимностью. Помогите ребенку осознать свое предназначение в жизни. Очень часто внутренняя мотивация теряется по причине того, что ребенок просто не знает чего он хочет, не понимает как найти свое предназначение в жизни.

Вы как родитель можете посоветовать ему выбрать несколько секций, чтобы попробовать что может заинтересовать, порекомендовать книги, которые важно прочесть каждому человеку и рассказать свою историю о том, как именно вы искали себя. Постройте увлекательный учебный процесс для ребенка. Обучение ребенка должно быть напрямую сопряжено с увлечениями вашего ребенка. Мы немного говорили об этом выше, когда рассматривали понятие содержания обучения. Попробуйте изучать иностранный язык просматривая фильмы на иностранном языке, если ваш ребенок увлеченный киноман, Ребенок, который собирает какие-то камни, может с удовольствием учить Окружающий мир или географию, а возможно и биологию.

О мотивации можно говорить очень и очень много. Важно помнить, что все что мы делаем для детей должно помогать им развиваться и совершенствоваться. Если действия правильные, то мотивация будет сильной на протяжении всего учебного периода. Желаю вам легких уроков, интересных знаний и высокой внутренней мотивации.