Каникулы и учеба.

Необходимо ли детям обучаться летом или пускай бездельничают? Взгляд преподавателя.

Необходимо ли детям обучаться летом или пускай бездельничают? Взгляд преподавателя.

Лето, как правило, проносится весьма стремительно, и все чаще родители сетуют — наступил август, следовательно, скоро идти в школу. Вновь возникает вопрос — разрешить ребенку отдыхать далее или начать вспоминать школьную программу? Елена Михаленко, учитель средней школы №131 Минска, писатель, автор сказок и стихов, полагает, что проблему ребром определять не надо. Дети могут отдыхать и постепенно готовиться к обучению.

Психологи утверждают, что за три месяца каникул школьники способны забыть 40-50% информации, полученной на уроках (пишет rebenok.by). А ведь есть много детей, которые не ходили в школу с марта. Благо (или нет), если дети занимались дистанционно, в онлайн режиме с учителями, или в реале с родителями. Но много было и тех, кто расслабился в режиме самоизоляции. У таких детей процент забытых познаний может быть 70-75.

Что же делать?

Попробую поделиться кое-какими советами и наблюдениями. Накопила их, работая долгие годы в школе, многое помню из своего собственного детства, да и в роли мамы школьницы была еще не так давно.
Безусловно, универсальных советов быть не может. Дети крайне разнообразные по способностям, по темпераменту, по характеру, по возрасту. Сразу стоит предупредить. Я скорее на стороне детей с их желанием не заниматься ничем скучным. Когда я была маленькая, маме чрезвычайно хотелось сделать из меня вундеркинда. У меня отнимали обожаемые книги сказок и подсовывали биографии великих людей.

В результате к этому жанру я вернулась лишь спустя десятилетия. В пятом классе летом усаживали за сборник задач для поступающих в ВУЗы, не без пользы, конечно, но… Я отлично знаю, что такое для ребенка стать заложником родительских амбиций. А потому, став мамой, одну за другой уступала позиции, что не препятствовало дочке великолепно учиться. Но это мне скорее повезло.

Каникулы

Итак, каникулы — это, прежде всего, время для отдыха и оздоровления. Максимум свежего воздуха, витаминов, подвижных игр.

Занятия необходимы для того, чтобы сентябрь не налёг на ребенка непосильным гнетом. Прежде всего, возникает вопрос режима дня. Если мы так расслабились, что дети засыпают в полночь, а порой и гораздо позже звенят голоса на детской площадке, а встают в 11, неминуемо им будет очень трудно перейти на ранние подъемы. Так что необходимо постепенно возвращаться в нормальную колею.

Несомненно, могут встречаться исключения. Например, день рождения ребенка, приезд гостей, песни у костра. Но это должно быть именно исключением, а не стать нормой. Мотивируйте ребенка, предполагайте рыбалку, поездка в зоопарк или поход за желанной покупкой на утро, тогда он легче отправится в постель вечером.

Повторение школьной программы

Что касается повторения школьной программы — никаких строгих расписаний. Учебники только по необходимости, если ребенок сам намеревается наверстать какие-то изъяны. Если вы запланировали позаниматься, а ребенок захвачен увлекательной игрой со сверстниками — отложите, не прерывайте игру.

Оцените возможности ребенка.

Если ребенок учится хорошо, учеба дается свободно, то 15 минут в день в виде игры совершенно достаточно. Если ребенок учится на 6-7 (10 бальная система оценок) и всецело счастлив — тоже нет особенных проблем, те же 15 минут и никаких комплексов по поводу отсутствия десяток! А вот если он и сам хотел бы учиться лучше — придется разъяснить, что можно немного потрудиться летом. Занимайтесь побольше, но не так, чтобы ребенок уставал и ненавидел учебу. Ну, а если троечник? Будьте объективны. Тройки могут быть итогом психофизического состояния ребенка, мягко пытайтесь помочь, и никакого насилия. Если же просто бездельник и лодырь, стоит загружать побольше, но опять же — не вызвать негативных ассоциаций с учебой.

В тех случаях, когда ребенок психологически страшится своих школьных неудач, можно обратиться к репетитору. Но при этом помните — нельзя научить того, кто не хочет учиться. Сначала замотивируйте ребенка. Повторять ли все по программе предыдущего класса? Дело вообще не в программе. Надо «прокачивать» логику, память.

Но не в формате скучных уроков. Выдумывайте математические задачи так, чтобы это не выглядело как урок. Идя магазин, попросите правильно посчитать, сколько денег надо для закупки трех (четырех, шести) порций мороженого, скажите, что не убеждены — хватит ли денег. Посчитайте, на сколько бутылок кваса хватит 100 рублей, и т.д. Предложите рассчитать, сколько продуктов надобно для приготовления праздничного ужина с известным количеством гостей. Задачки могут быть и гораздо сложнее, включайте фантазию!

А счет в уме — очень хорошее упражнение.

Необходимо ли детям обучаться летом или пускай бездельничают? Взгляд преподавателя.

Пишем о лете

Писать тоже нужно. Но не корпеть же за тетрадкой в линейку летом? Берите тетради с развивающими заданиями, многие дети их чрезвычайно любят и воспринимают как игру. Обзаведитесь красивым блокнотом и попросите вносить самые интересные события за день, можно оставлять место для фотографий — потом будет замечательный семейный альбом на память о лете. Просите написать, что нужно купить в магазине. В общем, есть масса вариантов, чем заменить скучные диктанты.

Необходимо ли детям обучаться летом или пускай бездельничают? Взгляд преподавателя.

Почитаем

И, конечно, чтение, основа основ детского развития. Хорошо, если ребенок обожает читать, эта привычка у многих формируется еще до школы. Находите увлекательные и занимательные книги. А лучший мотиватор — родители, которые любят читать, которых ребенок видит смеющимися или переживающими над книгой. Есть также список книг, которые учитель рекомендовал прочитать летом. «Книжному» ребенку это не нагрузка, он прочитает их вперемешку с остальными.

Ну, а если не хочет? Да еще и нам самим кажется, что книги из списка скучные? Скажем так: откровенно неудачных там не может быть много, что-то можно и пропустить. А дальше — включайте дипломатию. Поведайте, сколько времени в учебном году будет сэкономлено для походов в спортзал, изостудию, на каток или на прогулки с друзьями, если прочитать это сейчас. Обязательно расспрашивайте о прочитанном. О чем прочитал в книге, понравилась ли, почему, какие герои симпатичны, а какие — нет. Развить устную речь, умение выстроить рассказ, сделать вывод — очень важный навык.

Поиграем

Что еще? Играйте в развивающие игры Устные: «города», «ассоциации», настольные, компьютерные — но ограничивайте их по времени. Заходите на развивающие детские сайты. Их очень много: «Карманный ученый», «Меморадо», «Квантик», «Универсариум» — перечислять можно долго.
Включайте несложные мультики на английском, чтобы повторить слова и выражения. Гуляйте и наблюдайте за растениями, муравьями, бабочками, птицами. Увидели, что тема цепляет? Углубляйте, интернет в помощь. Посещайте музеи, можно онлайн — сейчас лучшие галереи мира доступны бесплатно. И обязательно обсуждайте увиденное.

Развиваем моторику

Не забывайте про мелкую моторику. Это очень важно для развития. Пусть ребенок лепит из глины, собирает машины из «Лего», плетет фенечки или украшения из биссера, вышивает. Все это тренирует еще и усидчивость. А, например, оригами, потребует еще и пространственного воображения. В общем, вариантов «умного» времяпрепровождения множество. Но все это требует нашего участия и не имеет ничего общего с «вот тебе учебник, повторяй» или «не мешай, смотри мультики». Что же, быть родителями умного ребенка — тоже труд, но в итоге он приносит радость.

Чего точно не стоит делать?

Давать глупых обещаний вроде: «Мы будем заниматься, и ты станешь самым умным в классе». Скорее всего, найдется какой-то Петя, который сильнее в математике, или Маша, которая быстрее и лучше читает. Вообще не надо сравнивать ребенка с другими, лучше просто говорить: «Ты будешь умным, тебе будет легче в учебном году». Ну, а если ваш ребенок и вправду настолько сильнее одноклассников, что конкуренция ему не грозит, не стоит тешить его тщеславие, лучше подумайте: не теряет ли он время, не перейти ли в более сильный класс?

Верьте в себя и в своих детей, в то, что любые усилия, направленные на развитие, будут ненапрасными, даже если не отразятся в школьных отметках. Солнечного вам остатка лета!

Источник

  • Летний лагерь — за и против
    В скором времени в школах начнутся летние каникулы, и часть родителей задумывается о возможности отправить своих сына или дочь в детский летний лагерь. Кто-то уверен, что это хорошая альтернатива бесконечному сидению за компьютером и возможность завести новые знакомства, другие же опасаются, что вдали от дома ребёнок может травмироваться, заболеть или найти неподходящую компанию. Статья поможет… Читать далее: Летний лагерь — за и против
  • Каникулы и учеба.
    Содержание скрыть 1 Необходимо ли детям обучаться летом или пускай бездельничают? Взгляд преподавателя. 2 Что же делать? 3 Каникулы 4 Повторение школьной программы 5 Оцените возможности ребенка. 6 Пишем о лете 7 Почитаем 8 Поиграем 9 Развиваем моторику 10 Чего точно не стоит делать? Необходимо ли детям обучаться летом или пускай бездельничают? Взгляд преподавателя. Лето,… Читать далее: Каникулы и учеба.
  • Подарки детям на Новый 2019 год
      Наступает декабрь, а с ним и приближается самый долгожданный зимний праздник — Новый год! Не только дети, но и взрослые с нетерпением ожидают праздник, приносящий так много радости и положительных эмоций. Даже сама подготовка к встрече Нового Года способна вызвать массу положительных эмоций и принести радостные моменты и детям, и взрослым. В предпраздничные дни… Читать далее: Подарки детям на Новый 2019 год
  • Мы растим невротиков и зависимых от психологов людей?
    Наткнулся во время окончания новогодних каникул на статью с названием «Советы психолога: как помочь ребенку настроиться на учебу после каникул» размещенную на сайте kp.ru. Ниже привожу текст статьи дословно и несколько вопросов, которые возникли в моей голове после ее прочтения. Еще пара дней, и конец каникулам – пора снова возвращаться в строй! Взрослым на рабочий… Читать далее: Мы растим невротиков и зависимых от психологов людей?
  • Каникулы и учеба.
    Содержание скрыть 1 Необходимо ли детям обучаться летом или пускай бездельничают? Взгляд преподавателя. 2 Что же делать? 3 Каникулы 4 Повторение школьной программы 5 Оцените возможности ребенка. 6 Пишем о лете 7 Почитаем 8 Поиграем 9 Развиваем моторику 10 Чего точно не стоит делать? Необходимо ли детям обучаться летом или пускай бездельничают? Взгляд преподавателя. Лето,… Читать далее: Каникулы и учеба.
  • Организация учебного места для ребенка с ДЦП
    Как мы организовали место для учебы ребенку с ДЦП. Еще до возникновения ситуации с пандемией коронавируса, я задался вопросом, а как организовать моему ребенку с ДЦП возможность обучаться на компьютере, самостоятельно выбирать то, что ему будет интересно посмотреть в интернете, а в дальнейшем и постараться дать ему возможность дополнительной коммуникации с окружающим миром. Ситуация осложнялась… Читать далее: Организация учебного места для ребенка с ДЦП
  • Как мотивировать ребёнка на учёбу
    С тех пор как мои дети стали ходить я начала их приучать убирать за собой игрушки, складывать на место вещи. С тем как росли дети, росли и их возможности, а соответственно и мои требования. На тот момент, когда старший сын пошел в первый класс он умел сам себя обслуживать, одеваться, кушать, читать и завязывать шнурки…. Читать далее: Как мотивировать ребёнка на учёбу
  • Поступаем в первый класс
    Отправляем ребенка в первый класс, как помочь ему справиться со стрессом и быстрее адаптироваться Однажды наступает пора, когда родители внутренне готовятся к тому, чтобы отправить ребенка в школу. Как помочь первокласснику привыкнуть к новым условиям? Ведь учеба для него — первый шаг в новую жизнь. Приходится расставаться, хоть и ненадолго, с любимыми близкими, откладывать в… Читать далее: Поступаем в первый класс