Особенные дети Аутизм

Аутизм — советы родителям о воспитании детей и организации занятий.

Родители ребёнка, которому поставили диагноз «расстройство аутистического спектра», воспринимают подобное, как приговор, так как не имеют чёткого понимания о его природе. Детям-аутистам свойственны нарушения социального взаимодействия, проблемы в общении, влияющие на восприятие мира. Именно поэтому важно иметь представление об этом отклонении и своевременно его диагностировать.

Особенные дети Аутизм

Симптомы аутизма

Родителей часто волнует вопрос, как распознать расстройство на ранних стадиях и в каком возрасте оно проявляется. Диагноз поставить может только врач, но существуют симптомы, позволяющие заподозрить развитие отклонения и вовремя обратиться к специалисту. Аутизм возможно выявить даже у годовалого младенца, но наиболее точно его можно определить в 2-3 года.

Обычно малыш начинает разговаривать в 1 год, аутист может молчать и в 3 годика. Заговорив, он обычно использует неправильные фразы. Интонация не соответствует ситуации, присутствуют бессмысленные, часто повторяющиеся словосочетания и даже целые предложения.
Равнодушие к родственникам. Даже младенцы нескольких месяцев от роду способны узнать маму, потянуться к ней на ручки, распознать интонацию. Одинаково ровное отношение ко всем взрослым и отсутствие реакции на изменение голоса может говорить о нарушении.
Слабая реакция на внешние изменения. Малыш не откликается на голос мамы, почти не реагирует на свет или звук погремушек, не улыбается в ответ. Ребёнок-аутист не тянется навстречу родителям и не проявляет активность в движении, свойственную детям его возраста.
Сложности в коммуникации со сверстниками. Из-за расстройства, у детей-аутистов затруднено понимание правил игр, они не ощущают эмоций окружающих, что вызывает дискомфорт и нежелание общаться. Вместо этого ребёнок проводит время в одиночестве, играя во что-то своё, со стороны такое времяпровождение кажется однотипными бессмысленными движениями, такими как подпрыгивания, движения руками, раскачивания. При этом не реагирует или раздражается при попытке отвлечь.
Отсутствие тяги к общению. Это похоже на глухоту, так как маленький человек не реагирует на обращение в его адрес, не отвечает в ответ. При разговоре старается отводить глаза, избегая смотреть на собеседника. Часто при этом не используются привычные жесты: кивание головой, приветственные, прощальные взмахи рукой и т.п.
Избегание физического контакта. Малыш уворачивается при попытке его обнять или погладить по голове, игнорирует любое проявление ласки или позволяет в очень небольшом количестве. Допускает физический контакт только с ограниченным количеством людей.
Сложности с обучением. Это симптом у детей постарше, уже пошедших в школу. Из-за функциональных особенностей в работе коры головного мозга ребёнок-аутист может отставать в развитии или наоборот, быть умнее одноклассников. У обоих проявлений есть общая черта: сложность с обработкой информации, отсутствие абстрактного мышления и неумение общаться с окружающими людьми.
Отсутствие чувства опасности. Ребёнок попытается выйти на дорогу, игнорируя едущие по ней автомобили. Хватает острые предметы, даже зная, что может порезаться.

Основные виды аутических расстройств

Аутизм имеет несколько вариаций, которые могут зависеть от ряда факторов. Лёгкая форма может быть незаметна для окружающих и почти не влияет на образ жизни. Наиболее часто встречаются синдромы Аспергера, Ретта и Каннера.

Синдром Аспергера

Одна из самых лёгких форм, проявляется обычно позже 6 лет. Такое дети обладают хорошими показателями интеллекта. При наличии необходимых условий, этот вид аутического расстройства позволяет вести обычную жизнь и ничем не выделяться из своего окружения. Особенности синдрома:

чёткая, внятная речь, но нетипичные интонации и громкость голоса;
неровная походка, неестественные позы и другие нарушения координации тела;
полное поглощение определённым занятием, зацикленность;
эгоизм, неумение и нежелание договариваться.

Синдром Ретта

Тяжёлая форма расстройства, встречающаяся только у девочек, мальчики с таким диагнозом нежизнеспособны. Вызвана генетическим нарушением в Х-хромосоме и может сопровождаться задержкой развития, либо эпилепсией. Основными признаками заболевания являются:

медленный рост головы, проявляется после года;
резкое замедление в развитии после достижения годовалого возраста;
ухудшение координации, бессмысленные движения руками перед лицом, похожие на умывание;
потеря двигательных навыков;
отсутствие речи;
нет реакции на окружение, «уход в себя».

Синдром Каннера

При этом виде отклонения наблюдается задержка речевого развития, появляется привычка постоянно повторять случайные фразы. Такие дети стараются избегать вербального разговора — даже имея хороший словарный запас, они предпочитают мимику или жесты. Основные признаки, это «триада Каннера»: проблемы социализации, бесцельное повторение движений и слабая эмоциональность. Другие симптомы:

попытки избежать зрительного контакта;
задержки в развитии;
отсутствие реакции на дискомфорт, пока его источник не причиняет боль;
слабая реакция на изменения в окружающем мире;
боязнь любых перемен в окружении.

Как общаться с ребенком

Главное, что нужно всем особенным детям — это терпение, доброта и вера в успех их родителей. Маленькому человеку изначально сложнее, чем большинству сверстников, поэтому важно научиться наблюдать, разговаривать с ним, интерпретировать его слова и жесты. Это поможет развить желание общаться вербально и расширит внутренний мир малыша.

При разговоре нужно находиться рядом. Перед тем как заговорить, следует оказаться к ним лицом к лицу, например, присесть перед ним. При этом собеседник должен быть не дальше, чем на расстоянии вытянутой руки.
Нужно подавать пример социальной коммуникации. Чтобы ребёнок-аутист научился говорить «спасибо», «пожалуйста» и т.д., он должен их слышать по отношению к себе. Родителям рекомендуется в как можно чаще использовать подобное в беседе.
Учитывать особенности ребёнка. Не стоит требовать контакта глазами, для детей-аутистов это может быть некомфортно. По этой же причине нежелательно хвалить за прямой взгляд.
Дублировать слова жестами, мимикой и рисунками. Ребёнку-аутисту может быть трудно обрабатывать речь, поэтому важно донести до него информацию всеми доступными способами. Простые жесты, фотографии, рисунки — все должно идти в ход.
Не стоит окликать малыша по имени несколько раз. Позвав один раз, лучше коснуться плеча или покашлять, в противном случае он просто начнёт игнорировать зовущего. Нельзя использовать слишком сложные и длинные фразы, также ни в коем случае не следует разговаривать с ним как с младенцем. Речь должна быть простой, но и только.
Следует подбадривать ребёнка, делиться с ним мироощущением, рассказывать «секреты», комментировать происходящее, делиться эмоциями. Не нужно требовать от него отвечать на эти фразы, со временем он сам научится и захочет это делать. Пример такого разговора: «Ух ты, посмотри-ка!», «Давай отдохнём?», «Интересно, пойдёт ли дождь».

Как учить навыкам социализации

Часто дети с аутизмом не пользуются речью или разговаривают мало. Связано это с тем, что они не умеют общаться вербально. Чтобы научить ребёнка разговорным навыкам, заниматься с ним нужно по индивидуальной программе, разработанной совместно со специалистом, так как при этом учитываются как индивидуальные особенности, так и текущий уровень социализации. Помимо этого применяют следующие виды терапии:

Физический труд. Направлен на развитие привычек, полезных в повседневной жизни. Включает навыки ухода за собой — умение почистить зубы, расчесать волосы, одеться самостоятельно.

Тренировки общения. На таких занятиях малыша учат диалогу, показывая, как строить фразы, знакомят с правилами поведения. Занятия помогают научиться общаться со сверстниками.

Упражнения с логопедом. У большинства детей-аутистов имеются дефекты дикции, которые ухудшают и без того низкие коммуникативные способности. Регулярные встречи с доктором позволяют избавиться от недостатков произношения.

ABA-терапия — комплекс техник, основанный на системе поощрений. Отдельно разучивается каждый навык, впоследствии их объединяют в последовательность. К примеру, сначала ребёнка просят поднять руку. Если он сам не выполнил задание, ему «подсказывают», мягко помогают, после чего награждают игрушкой или сладостью. Со временем, когда он начинает выполнять поручения без подсказки, их усложняют.

Не стоит опускать руки, узнав что у малыша аутическое расстройство. Среди людей с этим диагнозом есть и те, кто достиг больших успехов и стал известным. У ребёнка-аутиста есть все шансы стать полноценным членом общества, главное верить в него и быть надёжной опорой.

  • Детки в клетке — ребенок которому не хватало материнской любви
    Недавно родившийся ребенок полностью беспомощен перед огромным окружающим его миром. Его здоровье и благополучие полностью зависят от окружающих его взрослых и их персональной ответственности. Увы, не всегда всё складывается хорошо и бывает так, что ребёнок оказывается в ситуациях, несущих ему боль, вызывающих страх и беспомощность. Начало Его беды начались с самого рождения: молодые супруги переживали […]
  • Синдром Дауна — не приговор
    Синдром Дауна — что люди знают о болезни? Как правило, все ответы сводятся к трем: Это заболевание как-то связано с хромосомами. Такие дети рождаются у «старых» женщин. Во всем виноваты наркотики и водка. Так вот, синдром Дауна – хромосомная патология. Ее диагностируют, когда в 21-ой паре в результате мутации появляется еще одна хромосома. Поэтому синдром […]
  • Летний лагерь — за и против
    В скором времени в школах начнутся летние каникулы, и часть родителей задумывается о возможности отправить своих сына или дочь в детский летний лагерь. Кто-то уверен, что это хорошая альтернатива бесконечному сидению за компьютером и возможность завести новые знакомства, другие же опасаются, что вдали от дома ребёнок может травмироваться, заболеть или найти неподходящую компанию. Статья поможет […]
  • Синдром Дауна — насколько опасны взрослые
    Синдром Дауна — солнечные дети, но насколько опасны взрослые Детей с синдромом Дауна неспроста прозвали солнечными детьми: они добры, ласковы, крайне наивны и невероятно уязвимы. В последние годы эта тема стала подниматься особенно часто. Причём в ней превалирует огромное количество вещей, мешающих увидеть полную картину и понять: кто они и как живётся этим людям среди […]
  • Безглютеновая диета для детей с аутизмом
    Безглютеновая диета — среди систем питания, которые используют для поддержания детей-аутистов, наиболее популярна именно безглютеновая (БГБК) диета. Изначально применяемая при таком заболевании, как целиакия, она стала востребованной и при аутизме. Существует несколько мнений о пользе и вреде такого меню при аутистическом расстройстве и, хотя не все врачи согласны с его большой эффективностью, исследования показали, что […]
  • Особенные дети Аутизм
    Аутизм — советы родителям о воспитании детей и организации занятий. Родители ребёнка, которому поставили диагноз «расстройство аутистического спектра», воспринимают подобное, как приговор, так как не имеют чёткого понимания о его природе. Детям-аутистам свойственны нарушения социального взаимодействия, проблемы в общении, влияющие на восприятие мира. Именно поэтому важно иметь представление об этом отклонении и своевременно его диагностировать. […]
Spread the love

Добавить комментарий